См. также решения задач
Абызова 467 №№1,2,3,4,5,6,7
Алексеев 565 - 584
Берков, Степанов №№127
Бригадный учебник 713 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Мясоедов 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103
Альтерация, характерная для S группы. Неаполитанский секстаккорд
Альтерацией называется хроматическое повышение или понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тягготение к устойчивым.
В мажоре это # II, b II, # IV, b VI (все неустойчивые звуки кроме VII ступени).
В миноре это b II, b IV, # IV, # VII (все неустойчивые звуки кроме VI ступени).
Для S группы характерны следующие альтерации: b VI в мажоре, # IV в мажоре и миноре, # II в мажоре, b II в миноре, b IV в миноре.
Среди аккордов альтерированной S, не связанных с повышением IV ступени, наибольшее распространение получили bII6 мажора и минора, bII53, реже встречаются bII7 и II65 #1.
Неаполитанский секстаккорд образуется в миноре в результате понижения примы, в мажоре - понижения примы и квинты.
Первоначально низкая вторая использовалась преимущественно в миноре и была связана не столько с альтерацией, сколько с проявлением черт фригийского лада. Однако впоследствии вторая низкая становится признаком обострения звучания, альтерации S аккорда, который используется преимущественно в кульминациях. Как и диатонический секстакккорд, неаполитанский секстаккорд может использоваться в каденциях с теми же удвоениями и нормами голосоведения.
Неаполитанский секстаккорд и неаполитанский 65 отличаются обострённостью тяготений, наибольшей яркостью S. Наиболее характерны они в миноре.
В творчестве Моцарта и в особенности Бетховена есть образцы сквозного моногармонического применения b II6 (14, 17, 23 сонаты). Распространены отклонения в тональность b II ступени.
b II 6 Глинка. Не говори, что сердцу больно - вступление
b II Гайдн. Соната D-dur, I часть, конец п.п.
b II Бетховен. Соната №27, I часть, з.п.
b II Шопен. Прелюдия № 20
b II Шопен. Вальс op.34 №2 a-moll
b II65 Шуберт. Мельник и ручей
b II Шопен. Этюд es-moll op.10 №6 (1-13т.т от конца)
Глинка. Ночной зефир (1-8 т.т. от конца)
Даргомыжский. Мне грустно
II65 #1 Григ. Первая встреча т.т.10-11
Надежда т.т.4-7
Григ. Ноктюрн. Прерванный оборот во b II.
У романтиков и русской классической школы используется плагальное разрешение b II.
|