См. также решения задач
Абызова 533 №№1,2,3,4,5,6
Алексеев 327 - 369
Бригадный 493 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Мясоедов 104, 105, 106, 107,108,109,110,111, 112,113,114,115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133,134,135,136,137,138,139,140,141,142,143,144,145, 146,147,148,149,150,151,152,153
Типы тональных соотношений. Отклонения
Существуют три основных типа тональных соотношений (последований): модуляция, отклонение и сопоставление.
Модуляцией называется переход из одной тональности в другую. К области модуляций относится всякое взаимодействие ладотональностей внутри музыкального произведения, их взаимосвязи, закономерности тональных смен, подчиняющихся функциональной логике. Эта сторона гармонии играет большую роль в формообразовании. Например, без модуляций невозможна сонатная форма.
Сопоставление образуется от появления новой тональности на грани двух музыкальных построений, после цезуры, без модулирующего перехода, без отклонения ( или модулирующей одноголосной связки)
Отклонение
1.Определение отклонения
2. Аккорды, типичные для отклонения. Расположение отклонений в форме
3.Отклонения через D7
а) не применяется D7 в основном виде
б) введение побочной доминанты возможно после любого аккорда
в) переченье
г) особенность отклонения в тональность на ступень выше
д) прерванный оборот в отклонении
е) сложные отклонения
ж) доминантовая цепочка
з) предвосхищающее отклонение
4. Отклонения через VII7
5. Отклонения через побочные субдоминанты
6. Основные принципы отклонений.
1.Отклонение - временный уход в новую тональность без закрепления в ней. Новая тональность может быть представлена плагальными, автентическими, полными оборотами.
2. Аккорды, принадлежащие к S или D группам тональностей I степени родства называются побочными S-ами или D-ами. Аккорды, типичные для отклонений - чаще диссонансы - яркие представители D и S групп - D7, VII7, II7.
Отклонения с помощью аккордов D группы. Побочные D-ты дают возможность гармонизации хроматической гаммы и возможность выхода в хроматическую систему. Местоположение отклонений. В экспозиционном периоде для начала построения типичны отклонения в мажоре - в V, III, VI ступени, в миноре - в Vнат., Vгарм., III. На каденционных участках для начала построения типичны отклонения во II, IV, VI. У классиков, романтиков в экспозиционном периоде наиболее типичны отклонения в тональности I степени родства. Приготовление отклонения. Поскольку для отклонений используются "острые" S и D, то предварять их может любой аккорд исходной тональности. Отклонения бывают более естественными, если аккорд будет общим для исходной и новой тональности. Наиболее часто отклонения происходят с помощью обращений D7. Отклонение в III ступень наиболее естественно звучит, если верхний голос движется по типу фригийского оборота.
3. Отклонения через D7. D7 является распространённым модулирующим аккордом. В отклонениях используются чаще его обращения. Обращение D7 является модулирующим аккордом и может быть введено практически после любого аккорда. При наличии также и общего для тональностей аккорда отклонение происходит более естественно, его продолжительность может быть большей. В случае отсутствия посредствующего аккорда продолжительность отклонения обычно ограничивается модулирующим аккордом и его разрешением. Если же общий и модулирующий аккорд содержат хроматические варианты I ступени, возникает опасность переченья. Поэтому хроматизм должен помещаться в одном голосе. При отклонении на ступень выше, аккорд, предшествующий модулирующему, берётся без удвоения основного тона, в виде секстаккорда. В отклонении после побочной доминанты может идти не её тоника, а её VI ступень (прерванный оборот в отклонении). Сложные отклонения. Предвосхищающее отклонение - появление его опережает главную тональность. Проходящие тональности могут приводить обратно в первоначальную тональность; в таком случае они образуют сложное отклонение, состоящее из ряда модуляционных звеньев. Любая D гармония может непосредственно перейти в D другой тональности. В результате образуется цепочка доминант.
4. В отклонениях в качестве побочной доминанты может использоваться VII7 и его обращения (реже VII2). Обычно отклонение через VII7 используется там, где в связи с переченьем невозможна D (при разведении удвоенного основного тона в разных направлениях).
5.Побочные субдоминанты в качестве модулирующих аккордов при отклонениях стали использоваться с середины XIX века. Важное место при отклонениях занимает II7 (при отклонениях в мажоре II7гарм.). Отклонения производятся через любые обращения II7. Отклонения могут также производиться через альтерированные суюдоминанты. Плагальные отклонения весьма характерны для Рахманинова и используются им в самых разноообразных формах.
6. Основные принципы отклонений утвердились в музыке Баха и венских классиков. Вне рамок периода отклонения часто возникают в кодах (в субдоминантовые тональности).
2-хч.ф. с кодой Бетховен. Соната №10 II часть.
Плаг. отклон. Рахманинов Смеркалось
Шопен Ноктюрн №2 Es-dur
Глинка Рондо Антониды
Предвосхищ. отклон. Моцарт 17 соната
Сложное отклонение Шопен Мазурка №12 op17 №3 середина E-dur
Прерванн. оборот при отклонении Мендельсон Песня без слов №20 середина
|