См. также решения задач
Алексеев 251, 252, 253, 254, 255
Абызова 447 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Бригадный 382 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Мясоедов №№71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85.
Побочные септаккорды, их разрешения.
Побочные септаккорды впервые появились в секвенции как бы по инерции (D7 - I). В таком виде побочные септаккорды участвуют в развитии темы или в т.н. развёртывании тематического "ядра", например, в интермедиях фуги.
Бах. ХТК, I том, As-dur, такты 11-13. В XIX - XX веках побочные септаккорды появляются и вне секвенции как самостоятельные созвучия. Кроме того, в новой музыке побочные септаккорды включаются в состав самого первоначального изложения темы и, таким образом, выходят на первый план.
Григ. Благодарение op. 62 №2.
Разрешения.
1. Всякий септаккорд получает полное или частичное разрешение при переходе интервала септимы в консонирующий интервал. Полное разрешение - в T, акустическое - не в T, частичное акустическое - в диссонанс.
2. Переход в трезвучие
а) в трезвучие квартой выше, квинтой ниже как D7 - T
б) в трезвучие секундой выше VII7 - T
в) в трезвучие, лежащее терцией ниже VII7 - D6, S7 - II6
г) в трезвучие секундой ниже II7 - I6, S7 - III6.
3. Переход в другие септаккорды.
а) в септаккорд терцией ниже по принципу VII7 - D65, S7 - II65
б) в септаккорд двумя терциями ниже по принципу II7 - D43
в) в септаккорд тремя терциями ниже (секундой выше)
г) соединение двух септаккордов квартой выше (II7 - D7неп.).
В соотношении побочных септаккордов между собой или с трезвучиями и вне секвенции господствуют кварто-квинтовые связи созвучий. Таким путем возникают диатонические отклонения; иначе говоря, вступают в действие переменные функции.
T7 может выступать в качестве тонического ладово централизующего аккорда (завершение целого произведения).
В наиболее простых случаях T7 и III7 используются при гармонизации в сопрано нисходящего верхнего тетрахорда (нередко неполного) натуральных видов мажора и минора (фригийский оборот).
I - I7 - IV - V; I6 - III65- IV - I64; VI - I43 - IV - V; V6 - I2; V65 - I2
в басу I - I2 - IV6 - K64 - D; I - III43 - VI - V; I - III43 - VI7.
VI7 используется наиболее часто как I трезвучие с квинтой и секстой (в натуральном мажоре и мелодическом миноре). С этого созвучия произведение может начинаться, ему может предшествовать другая функция. Наиболее употребительно такое изложение I65, при котором секста находится в сопрано или, если она находится в среднем голосе (альт), то всё же выше, чем квинта.
Будучи усложнённым аккордом IV ступени, IV7 заметно отличается от остальных малоупотребительных септаккордов относительно более яркими функциональными свойствами.
Обороты с проходящими септимами при переходе в другую функцию IV6 - IV65 - II43; VI - I43 - IV.
Диатонические секвенции с побочными септаккордами:
Бах-Марчелло.Концерт все 3 части.
Моцарт. Соната №12, I ч., экспозиция.
Григ. Норвежский марш op.54 №2
Григ. Тоска по родине op.57 №6
Проходящие секундаккорды в басу
Бах. ХТК, I том, прелюдия d-m т. 4-5
Диатонические отклонения
Шуман. Цикл "Любовь поэта" И розы, и лилии, Я не сержусь, Слышу ли песни звуки.
Даргомыжский "Мне грустно" I - I2 - VI - VI2.
Широкое применение септаккордов
Григ. Король властвовал на востоке op.66 №3
Григ. Завтра её ты в свой дом поведёшь op.66 №10
Бизе. "Кармен". Ария Хозе с цветком
IV7 Григ. Лебедь.
Григ. Летний вечер op.71 №2
Скрябин. Соната №4 (начинается с IV7)
Шуман. Детские сцены №12. Засыпающий ребёнок, кода.
I 7Григ. Мелодия op. 47 №3, начало
Григ. Тогда зови op.33 №8.
|