См. также решение задач:
Абызова (неаккордовые звуки) 661 №№1, 2, 3, 4, 5.
Бригадный учебник: 551 №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. 563 №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Мясоедов (неаккордовые звуки)173, 174, 175,176,177.
Задержания. Общие сведения
Задержанием называется неаккордовый звук, возникающий на тяжелой или относительно тяжелой доле такта и стремящийся к разрешению в ближайший аккордовый звук. Задержания по различным признакам подразделяются на
- приготовленные и неприготовленные
- с обычным разрешением и с особыми формами разрешения
а) приготовленные и неприготовленные задержания. Приготовленное задержание включает приготовление, задержание и разрешение. Неприготовленное только задержание и разрешение.Разрешаются задержания в ближайший аккордовый звук.
Нельзя делать задержания к звукам, лежащим в той же или выше лежащей октаве и нельзя делать задержания к необычно удвоенным звукам (например, к терцовому тону в трезвучии с удвоением терции или к квинтовому тону в трезвучии с удвоением квинты.
2. Восходящие и нисходящие задержания.
Известно, что восходящее мелодическое движение имеет тенденцию восприниматься как связанное с подъёмом нарпяжения, обострением звучания, а нисходящее - со спадом напряжения, разрешением. Нисходящее задержание - исторически более ранняя форма. Нисходящее задержание может быть и полутоновым и целотоновым.
Восходящее задержание только полутоновое. Исключение - целотоновое задержание к терции Мажорного трезвучия или малого Мажорного септаккорда.
Моцарт. Lacrimosa.
3. Сложные задержания.
Сложными задержаниями называются одновременные задержания в 2-х или 3-х голосах. Наиболее распространено двойное задержание, разрешающееся параллельными несовершенными консонансами.
Бах. Прелюдия фа минор II том ХТК - двойные задержания - параллельными терциями, секстами, децимами.
|