Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Органный пункт
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
03.08.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 693 №№1,2,3,4

Алексеев 604-622

Бригадный 723 №№1,2,3,4,5,6

Мясоедов 203, 204, 205, 206

Органный пункт

Органным пунктом, или педалью, называется звук, выдержанный или повторяемый в басу, в то время как в остальных голосах проходит последовательность различных гармоний.

Органный пункт представляет собой обособление басового голоса в самостоятельную одноголосную функцию. Существуют 2 основные разновидности органного пункта:

  • T и
  • D, которые можно рассматривать как усложненные и расширенные доминанту и тонику.

Введение и выключение органного пункта связано в той ролью, которую данный органный пункт выполняет в данной форме.

Тонический органный пункт в заключительных и дополнительных разделах формы чаще всего вводится одновременно с разрешением доминанты в тонику. На его фоне обычно звучат S гармонии, плагальные обороты, отклонения в сферу S и редко - D аккорды.

Экспозиционные T органные пункты связаны с изложением темы. Здесь чаще на его фоне звучат D гармонии, автентические обороты, что связано с лирическим началом. Выключается T органный пункт на тонической гармонии.

D органный пункт в развивающих разделах вводится V ступенью, трезвучием или доминантсептаккордом. В предыктовых - T64 или K64, выключается в обоих случаях разрешением D в T.  На фоне D органного пункта возможны отклонения в весьма отдалённые тональности. Для большей определённости органный пункт вводится на сильном времени такта.

Гармонии над органными пунктами могут быть самыми разными. Часто в них нет звука, выдержанного в басу. Над D органным пунктом возможны все созвучия диатоники, отклонения в тональности I степени родства, аккорды мажоро-минора; очень употребительны секвенции, диатонические и хроматические.

Терминологию основных видов и обращений аккордов  применить к созвучиям, находящимся над органным пунктом, можно лишь условно, т.к. они лишены нормального баса. Самый нижний из голосов - тенор - не имеет свойств баса, и кварто-квинтовые скачки для него необычны.

Располагать аккорды над органным пунктом нужно по возможности более тесно, так, чтобы аккорд звучал более полно и ясно. 3-х-звучные аккорды даются в полном виде или с пропуском квинты, или - реже- с пропуском основного тона. В септаккордах пропускается квинта, реже - терция. Если звук органного пункта входит в данный аккорд, то его нужно принимать во внимание.. Если же он оказывается диссонирующим в каком-либо аккорде, то его можно не разрешать, т.к. он функционально свободен. Ввиду прозрачности 3-хголосия, желательна мелодическая подвижность голосов, которая даёт возможность голосам свободно удаляться друг от друга.

Кроме основных, T и D органных пунктов, встречаются также

  • органный пункт на III ступени (или переменный органный пункт), особенно типичный для минора и связанный с ладовой переменностью.
  • существует органный пункт на тонической квинте, связанный со стилизацией, изображением волынки.
  • фигурированный органный пункт - в басу повторяется одна и та же мелодическая фигура.

Разновидностью органного пункта является и остинатное движение баса.

T орг.п. Бах Прелюдии c-moll, a-moll -  I том, C-dur - II том.

Прелюдия Es-dur - в начале и в конце

Начальный о.п. Прелюдия f-moll из I тома, b-moll из I тома. Бетховен. Соната №8, I часть. Соната №15, I часть. Симфония №6, I часть.

Фигурированный о.п. Бетховен. Соната №15, финал, соната №18, финал. Григ. Поэтическая картинка c-moll №3, Юмореска op.6 №3, Норвежский танец op.35 №3, Листок из альбома op.28 №2. Шопен. "Колыбельная". Чайковский "Танец маленьких лебедей"

Двойной о.п. Бетховен. "Паст. симфония", I часть, гл.п. Григ. Халлинг, Спрингданс. Шуберт. "Прекрасная мельничиха" - Колыбельная ручья, Мельник и ручей. Чайковский."Хор детей"из I действия "Пиковой дамы". Прокофьев "Классическая симфония", Гавот.

Коды Бетховен. Соната №14, финал.

Предрепризные о.п. Бетховен. Сонаты №1,5,8,17,32. Бетховен. Соната №23, I часть. Вагнер. Вступление к "Тристану". Григ.Романс "Сон". Шопен. Прелюдия As-dur.

Сплошные о.п. Римский-Корсаков. Песня Индийского гостя. Шопен Прелюдия As-dur. Глинка "Руслан и Людмила" - Сцена оцепенения (канон "Какое чудное мгновенье"). Вагнер. Вступление к опере "Золото рейна". Мусоргский "Старый замок".

Органный пункт на III ступени минора. Чайковский 6 симфония, II часть. Кабалевский. Скрипичный концерт II часть. Мясковский 6 симфония, соч. 23, ч.II. Шуман 3 симфония, соч. 97,ч. II

Органный пункт на III ступени мажора. Бородин, "Князь Игорь", II действие, "На безводье..."

Органный пункт на IV ступени. Чайковский 5 симфония, II часть.

Остинатное движение баса. Чайковский. 6 симфония, I часть.

 

 

Обновлено 29.09.2012 10:18
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 330 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru