Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Общая характеристика неаккордовых звуков. Предъём
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
02.08.2012 00:00

См. также решения задач

Алексеев 511- 525

Бригадный 630 №№1,2,3,4,5,6,7

Общая характеристика неаккордовых звуков. Предъём

Музыкальной фактурой называется способ изложения музыкального материала, являющийся результатом сочетания основных компонентов музыки - мелодики, гармонии и ритма.

Мы знаем ряд типичных форм изложения, или музыкальных складов:

1) Монодический,Моцарт, Сонаты №6, 7, 16, 17, Римский-Корсаков "Царская невеста", песня Любаши

2) полифонический, Бах

3) аккордовый, Шопен, Ноктюрн op.37, №1

4) гомофонный. Шопен, Прелюдия №6

Существуют различные приёмы фактуры:

1) колористическое наслоение,Рахманинов, Прелюдия cis-moll

2) гармоническая фигурация,Моцарт, соната №6, часть IV, вариация XI.

3) ритмическая фигурация, Бетховен, Соната №21, I часть

4) мелодическая фигурация.

Мелодической фигурацией называется такое движение голоса, которое, опираясь на гармонию, в то же время отступает от опорных аккордовых тонов и образует самостоятельный ритмический рисунок.

Приёмы мелодической фигурации: задержание, проходящие звуки, вспомогательные звуки, камбиата, предъём, гармонические ноты.

Мелодическая фигурация бывает строгая и свободная, напевная и пассажная.

Лядов, Мазурка op. 57, №3

Шуберт, Музыкальный момент op. 94, №6

Предъём

Предъёмом называется неаккордовый звук на лёгком времени такта, принадлежащий в качестве аккордового следующей гармонии. По своей роли предъём противоположен приготовленному задержанию. Предъём отличается от других неаккордовых звуков тем, что что лишён разрешения, он сам является опережающим разрешением. Чаще вводится поступенным плавным движением.

Исторически предъём возник и применялся в заключительных автентических каденциях и оборотах, где ясно проявляется тяготение к тонике. Так, например, D7 усложнялся введением звуков T. Знаменитые генделевские предъемы — неотъемлемая составная часть его кадансов, придающая им тот оттенок категоричности, горделивого достоинства интонации, по которому почти безошибочно можно определить композитора.

Позднее применение предъёма стало более широким, он использовался и в половинных каденциях, и в прерванных оборотах, и в плагальных каденциях, и в середине построения. Предъём становится и основным выразительным средством. Бетховен. Соната №1, I часть. Чайковский. "Май" (Белые ночи), Бетховен. Соната №2, II часть.

Предъём может вводиться 1) плавным движением голосов - Римский-Корсаков Шехерезада, I часть, п.п. - тема корабля, качающегося на волнах,

2) скачком  - Бетховен, соната №2, II часть.

Предъём может вводиться в одном голосе, в двух - параллельными несовершенными консонансами, в трёх - параллельными секстаккордами, квартсекстаккордами. Иногда комбинируется параллельное движение с противоположным. Иногда весь аккорд может готовиться аккордом полностью.

Предъём короче или равен последующему аккордовому звуку. Предъём может быть введен к неаккордовому  звуку, чаще всего - к задержанию. (Бетховен, Патетическая соната, вступление. Шопен, этюд до минор. Шуман, Карнавал, Киарина.

 

 

 

Обновлено 29.09.2012 10:40
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 828 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru