См. также решения задач
Абызова 661 №№1,2,3,4,5
Алексеев 489-499, 526-538
Бригадный 611 №№1,2,3,4,5,6,7 642 №№1,2,3,4,5,6
Мясоедов 193,194, 195,196,197
Вспомогательные звуки
Простые формы вспомогательных звуков помещаются ступенью ниже или ступенью выше аккордового тона и образуются движением на секунду вниз (или вверх) и обратно. В. з. возникает на слабом или относительно сильном времени такта.
Верхние вспомогательные звуки могут образовывать с аккордовыми тон или полутон, нижние, как правило, полутон.
Вспомогательные звуки бывают диатонические и хроматические.
Не используются вспомогательные звуки к тем аккордовым тонам, которые удвоены в другом голосе, но в той же октаве.
Вспомогательные звуки бывают простые и сложные.
Самый сложный момент - особые формы вспомогательных звуков.
Особые формы вспомогательных звуков характеризуются отсутствием аккордового тона, с которым связан вспомогательный либо до, либо после него.
1. В. з. может быть взят скачком с последующим обычным разрешением на ступень вниз или вверх. Направление скачка противоположно направлению разрешения. Смена гармонии.
2. В. з. может быть покинут скачком. Направление скачка противоположно движению от аккордового к вспомогательному звуку.
3. В. з., взятый после своего аккордового тона, может быть покинут скачком, ведущим в противоположно направленное задержание к тому же звуку аккорда. Это опевание.
4. В.з. может быть покинут скачком, направленным к противоположному вспомогательному (опевание).
5. Как и при разрешении задержания, между вспомогательным звуком и его разрешением может быть взят любой звук данного аккорда.
6. В.з., взятый после своего аккордового, может разрешиться в тот же звук, но ставший в новом аккорде задержанием.
Шопен. Этюд op.25 №2 (f).
Шопен. Мазурка op.30 №4 (cis)
Глинка. Арагонская хота.
|