См. также решения задач
Абызова 753 №№1,2,3,4,5
Алексеев
Бригадный 849 №№1,2,3,4,5,6,7
Мясоедов 221, 222, 223, 224,225,226,227,228,229230,231,232,233,234,235
Модуляция через энгармонизм Доминантсептаккорда. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции
Энгармонизмом называется совпадение по звучанию звуков аккордов, имеющих различное значение, тональную принадлежность и нотацию.
Энгармоническая модуляция основана на энгармоническом равенстве интервалов м.7 и ув.6. В качестве энгаромнически заменяемых аккордов используется не только D7 и его обращения, но и все другие аккорды, звучащие как D7b5 или D7#5 и их обращения, а также D7-ды, являющиеся побочными Доминантами.
Часть этих аккордов окажется натуральной, часть - альтерированной. Одни будут содержать м.7 или б.2 в обращениях в качестве крайних звуков, другие - ув.6 или ум.3.
D7 и совпадающие с ним по звучанию аккорды встречаются
на V ступени мажора и минора (D7),
на II ступени мажора и минора (W7 или II7),
на VII ступени минора нат. (VII7нат.=по звучанию D7)
Аккорды D7b5 и совпадающие с ним
на V ступени мажора и минора ( D7b5)
на II ступени мажора и минора (II7 альтер.)
на VII ступени минора нат. ( D7b5 VII7b5)
Аккорды D7#5 и совпад. с ним
на V ступени мажора (D7#5)
на V ступени минора (D76)
Все эти аккорды могут строиться и на других ступенях в качестве побочных Доминант.
Пример.
Иногда используется энгармоническая замена м.7 на дважды ум.8 там, где возможна двойная альтерация.
Пример.
Энгармонически равные им аккорды и "вписанные" в ув.6, могут быть построены там, где встречаются ув.6-ы, т.е. на 1/2 тона вышеустойчивой ступени лада.
На этих ступенях возможны следующие аккорды
Пример.
Наиболее характерна при энгармонической модуляции энгармоническая замена м.7 на ув.6, поэтому для "выхода" из начальной тональности используются аккорды с м.7, а для "входа" - аккорды с ув.6. Предпочтение отдаётся тем видам аккордов с ув.6, которые переходят в T64 независимо от того, является он в форме K64 или нет.
В случае, когда ув.6 заменяется на м.7 для входа в новую тональность, естественно, не подходят побочные Доминанты.
Образно-смысловое значение энгармонической модуляции. Место энгармонической модуляции в форме.
Функциональные и фонические свойства гармонии по-разному проявляют себя в разного рода модуляциях. Постепенная модуляция как бы постепенно накапливает новые качества. Для внезапной модуляции типично резкое изменение смыслового или колористического начала, вплоть до трансформации образа. Колористический сдвиг более характерен для модуляции типа сопоставления. Энгармоническая ж модуляция чаще воспринимается как крутой поворот в логике развития, хотя и подготовленный предыдущим развитием. Такое восприятие энгармонической модуляции проистекает из следующих особенностей:
1. Энгармонически заменяемый аккорд, как правило, является функционально ясным в исходной тональности, продолжающим функциональное развитие в ней.
2. Энгармонически переосмысляясь и разрешаясь в условиях новой тональности, аккорд оказывается вовлеченным в совершенно иной ход развития мысли с резким её поворотом.
3. В то же время слух оценивает энгармоническую модуляцию как результат развития в предыдущей тональности.
4. Выбор не самого простого разрешения в данных условиях, а одного из возможных, но неожиданных, придаёт модуляции эффект внезапности, оригинального вывода.
Бетховен, Симфония №5, II часть, 2 тема.
Чайковский. Ромео и Джульетта, главная и побочная партии.
Григ. "Сон".
|