См. также решение гармонических задач на тему "Мажоро-минор":
Абызова Е. Н. 716 №3
Мясоедов А. Н. №241
Бригадный учебник 762 №3
Берков В. О., Степанов А. А. №162
Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор
Понятие "мажоро-минор" объединяет ладовые системы, основанные на взаимопроникновении мажора и минора. Процесс взаимопроникновения начался с того времени, как были оформлены лады. Сначала преобладал мажор, так как мажорная терция ближе к ряду обертонов.
Существуют 2 основные разновидности мажоро-минора: одноимённый и параллельный.
Параллельный мажоро-минор возникает на основе взаимопроникновения гармонических мажора и минора. В этом - его отличие от переменного лада, где взаимодействуют натуральные лады.
Гармонический минор отличается от натурального своей доминантовой группой, а гармонический мажор от натурального - субдоминантовой группой. Поэтому взаимодействие параллельных ладов связано с проникновением в мажор аккордов гармонической доминанты параллельного минора, а в минор - субдоминанты параллельного мажора.
В мажоре III мажорная ступень
1.Первоначально использовалась в роли мажорной доминанты параллельного минора (завершение первого предложения).
Бетховен. Концерт №3, часть III.
Бизе. Кармен - вступление, первый период.
Эллиптический переход в кадансе I предложения в доминанту основной тональности - Шопен. Этюд Соль-бемоль мажор, op.10 №5, первый период.
2.Проникновению III мажорной ступени в ладовые обороты способствовали также соответствующие тональные соотношения. Бетховен. Аврора, г.п. - До мажор, п.п. - Ми мажор.
3.Периоды, модулирующие в тональность III мажорной ступени
Бетховен. 7 симфония. Скерцо. Фа мажор-Ля мажор.
Гуно. "Фауст". Вальс "Позвольте предложить, красавица, Вам руку".
Эти модуляции создают ярко ощутимый эффект просветления.
4. Собственно гармонические обороты с III мажорной ступенью.
Шопен. Ноктюрн до минор op. 48 №1 - I период средней части.
Рахманинов. Мелодия op. 3 №3
Рахманинов. "Утро" - кода - III7 мажорный.
Рахманинов. Юмореска op.10 №5, средняя часть.
В миноре VI минорная ступень (шубертов аккорд) - результат проникновения субдоминанты гармонической параллельного мажора, подмена VI ступени VI минорной.
Шуберт. "Приют" - кода - в ми миноре - трезвучие VI минорной ступени.
Шуберт. Экспромт op.90 №2, кода - в ми-бемоль миноре - си минорное трезвучие (взамен До-бемоль мажорного)
Глинка "Руслан и Людмила", Ария Руслана на мёртвом поле на слова "не будут говорить.." - в ми миноре - прерванный оборот с VI минорной ступенью.)
Лист. "Мыслитель".
II7 в миноре чаще нотируется как VII43 гармонический с квартой (рахманиновская гармония).
Рахманинов "Пора",
Рахманинов "Увял цветок".
Рахманинов "О нет, молю, не уходи".
Рахманинов. "Отрывок из Мюссе"
Римский-Корсаков. Ария Грязного - как VII43 гармонический с квартой у Рахманинова.
|