См. Также Решение задач Мясоедов 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52
Алексеев 202,203,204,205,206,207,208,209,210,211,212.
Абызова 404 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов 336 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Доминантовый нонакккорд
1. D9 образуется из D7 путем добавления к нему терции сверху, т.е., ноны от основного тона. Отсюда обозначение - D9.
2. Доминантовые нонаккорды бывают большие и малые. Это зависит от качественной величины ноны. В натуральном мажоре - большой нонаккорд, в миноре и гармоническом мажоре - малый нонаккорд.
Применяются нонаккорды исключительно в основном виде, причем значительно реже, чем D7 или D. Нормальное расположение ноны такое, при котором основной звук и нона находятся в разных октавах (регистрах).
3. Приготовление. D9 обычно подготавливаются аккордами S группы: S, II6, II7, реже - VI ступенью. Соединение гармоническое, при котором 2 общих тона - 7 и 9 - остаются на месте. Также нонаккорд может вводиться после T, K64 и D, D7.
Если D9 следует за D7, то септима D7 может переходить в нону D9.
4. Разрешается D9 в полное T53 (при 4-х голосном складе в D9 пропускается квинтовый тон).
По своей природе D9 - созвучие диссонантное, бифункциональное.
5. D9 на сильной или относительно сильной доле может применяться как задержание к неполному D7.
6. D9 допускает возможность перемещения, причем 9 должна перемещаться на расстояние 2 основных тона.
7. В музыке романтического стиля (у Шопена, Грига) можно встретить нонаккоорд на II ступени (II9), который может перемещаться в D7 или в D9.
Гурилёв "Грусть девушки"
Глинка "Я помню чудное мгновенье".
|