Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Общая характеристика гармонии XX века
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
14.11.2012 00:00

Общая характеристика гармонии XX века

В истории эволюции музыкального искусства можно проследить следующие основные стадии развития:

1. Фольклорная, когда ещё нет профессионализации искусства.

2. Профессиональное искусство устной традиции (античность, средневековье до 14 века; в ряде стран Востока сохранилось до сих пор)

3. Письменное искусство. Выделение музыки в самостоятельный вид.

Начиная с 14 века по 16 начался переходный период, а с 17 века по 20 - тип музыкальной культуры оставался более или менее стабильным. Хотя эволюция здесь значительна (Моцарт), основные признаки, характеризующие сам тип музыкальной культуры, сохранялись. Период связан с театром, концертным залом, домашним музицировнаием, с индивидуальным авторством и нотной записью. Установились определённые жанры, формы, инструментальные составы. Музыкальный язык связан с ладовой основой, с тактовой ритмикой, со сложившейся семантикой (смысловая сторона языка, отдельных слов и частей слова).

В XX веке тип музыкальной культуры, при всех его преемственных связях с традициями, пришел в движение, утратил былую стабильность и относительную однородность, которая была нарушена в силу разных влияний:

1)дифференциация серьёзной и лёгкой музыки, происшедшая ещё в 19 веке, привела к колоссальному разрыву между ними в 20 веке. Оперетта, бытовой романс - легкая музыка.

2)влияние на европейскую музыку профессиональных культур внеевропейской почвы.

3)в Европе от тональной музыки отпочковался музыкальный авангард, противопоставившийся традиционному искусству.

Искусство XX века сложное и многогранное. Оно характеризуется бурным развитием новых художественных идей, становлением нового образного мира, новой системой мышления. В музыке XX века, наряду с переосмыслением многих композиционных принципов, изменилась концепция творчества, стиля, формы, возникли новые понятия гармонии, тематизма, фактуры. Современное искусство тесно связано и с социальными потрясениями, и с кризисными явлениями в экономике, культуре, с революцией в науке. Так, развитие новых научных представлений, освоение новых пространственных изменений, микромира и космоса, коснулись и музыки, т.е. породили новый подход к музыкальной материи, новые концепции музыкального интонирования, музыкального пространства и времени, обусловили поиск новых структурных единиц микро- и макромира.

Музыкальный материал на "молекулярном" уровне представлен миром обертонов и микрохроматики.

Смысловую наполненность получил и отдельный звук, открытая его эстетическая самоценность, сложность и неоднородность. Создаётся и используется синтетический звук. Привлекаются внемузыкальные звуки, шумы, так называемая конкретная музыка. Изобретателем её стал французский инженер-акустик Шиффер. Он создавал такие музыкальные композиции природных, искусственных звуков, которые записывал на магнитофонную плёнку. Потом путём монтажа получались смешанные композиции. Это было в 50-х годах во Франции. В области музыкального макромира происходит расширение звукового пространства с естественных границ до неестественных границ регистров музыкальных инструментов, опробывание новых способов игры на них, открытие и распространение принципа сонорного поля, структурно незамкнутого, интонационно недифференцированного музыкального акустического пространства (красочное звучание). Так формируется система новых звуковых представлений.

В качестве ведущей конструктивной закономерности на I план выдвигается широко принимаемый принцип симметрии, как способ объединения многих частей в одно целое. В области музыки он понимается как симметрия элементов и преобразований структуры и системы в целом.

Изменение музыкального сознания в XX веке связано с открытием новых образных сфер новой стилистики. Несколько тендениций:

1. Тяготение к приданию углубления и заострения тех аспектов выразительности, которые составляют суть художественного творчества прежних эпох, что приводит к новым уровням содержания, к использованию мало изведанных пластов. На почве позднеромантических тенденций конца XIX века возникли французский импрессионизм, австронемецкий экспрессионизм, русский символизм.

Экспрессионизм - от лат. слова экспрессио - выражение, выявление, был выразителем острейшего разлада между художественной и социальной действительностью. В нем проявился субъективный протест против шовинизма, милитаристской пропаганды, мещанского самодовольства (Брехт, Бейкер). Теоретиком эстетики явился Шопенгауэр. Психологии - Зигмунд Фрейд. Музыки - Шомберг, Берг, Веберн, Эйслер - частично.

Опорой для экспрессионизма стала романтическая аффектация. В результате неистовости выражения чувств она достигла критической отметки.

Шёнберг пришёл к додекафонии. Русский символизм связан с прометеевским периодом в творчестве Скрябина. Экстатическая напряженность, связанная с идеей всемогущества человеческой воли, идеей озарения, экстаза, мистерии ассоциировалась с романтическим пафосом революции.

2. Новые образные сферы связаны также с вторжением в область невозможного, невидимого, связаны с более тонкой градацией оттенков, напряженным вслушиванием в тишину, с областью сонорики.

3. Характерны ретроспективные тенденции, стремление найти точки соприкосновения со всеми смыслами и ценностями человеческой культуры. Оно обусловило активное включение элементов стилей прошлого, соединение разнородных стилевых приемов.

 

Обновлено 16.11.2012 09:36
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 820 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru