Структурный, фонический, функциональный аспекты аккордики XX века
Структурный аспект. Ограничение аккордики терцовым принципом, структурная стабильность уступили место мобильности и вариативности. В аккордах используются не только терции, но и секунды, кварты, квинты и другие интервалы. Расширяется набор структурных единиц - не только интервал, тон, аккорд, но и ладозвукорядная, интервальная модели. Возможный диапазон аккордов - от 2-х до 12-ти звуковых комплексов. По характеру конструктивных единиц различаются аккорды и полиаккорды. В аккордах такой единицей является интервал, который определяет тип созвучия, терцовость, квартовость. Видоизменяется терцовая аккордика, появляются терцовые аккорды расширенного строения - ундецимаккорды, квартдецимаккорды, терцдецимаккорды.
В аккордах с побочными тонами (усложняющими диссонансами), генетически связанными с неаккордовыми звуками, обострение звучания связано с введением прилегающих секунд. Секунды могут быть нижние, верхние, диатонические, хроматические, к 1 звуку или к нескольким звукам. Остро и диссонантно звучат аккорды с хроматически раздвоенными тонами - 1,3,7.
Прилегающие тоны: Барток. Мюзет.
Хроматически расщепленные тоны: Барток. Микрокосмос №108 Схватка
Р. Щедрин. Прелюдия №10.
Возникли специфические квартовые аккорды, которые состоят из кварт и тритонов, их сочетание образует большой квартсептаккорд (Мессиан)
В секундовых аккордах тесное расположение секунд называется кластером (гроздь).
В полиаккордах конструктивной единицей является аккорд. Полиаккорд - одновременное звучание 2-х и более аккордов. Среди них - терцовые и нетерцовые.
Прокофьев. Мимолетность №7.
Барток. Микрокосмос №120. Трезвучие.
Фонический аспект. Здесь доминирует диссонанс и темброво-сонорная сторона. Аккорд оценивается по степени его напряженности (Хиндемит).
Степень напряженности зависит от фонических характеристик составляющих интервалов. При этом особая роль принадлежит тритону, с его наибольшей динамикой тяготения. Хиндемит делит все аккорды на 2 большие группы: 1) без тритона (аккорды класса A), 2) с тритоном (аккорды класса B). Внутри классов - членение на 3 пары групп. Градации между ними зависят от качества диссонансов, которое возрастает по мере подключения в аккорд: сначала б.2, м.7, б.9, затем м.2, б.7, м.9.
Темброво-сонорная сторона оценивается с внутренней и внешней сторон. Внутренняя определяется степенью плотности аккорда, широтой, регистром, продолжительностью звучания. Встречаются 1/4тоновые, 1/2тоновые, 3/4тоновые кластеры, целотоновые кластеры. Плотность здесь зависит от расстояния между соседними звуками. Внешняя сторона связана с изменением, расширением или сужением его конфигурации и перемещением её в пространстве ( с помощью глиссандо).
Функциональный аспект. Трактуется достаточно широко и не сводится только к тональным функциям аккордов. Здесь имеет значение фоническая характеристика аккорда и линеарно-мелодический аспект, т.е. отношение гармонии к мелодической горизонтали.
Фонические связи аккордов представляют собой довольно развитую систему. Она основана на структурных свойствах аккорда, которые определяют характер гармонического материала и логику гармонического движения. Логика диктуется принципом фонической близости, структурной однородности или фонического контраста.
Структурная однородность - важное условие для объединения аккордов в одно синтаксическое целое. При структурной неоднородности логика гармонического последования может исходить из постепенных изменений - нарастания или убывания какого-либо признака аккорда.
Прокофьев. Мимолетность №1
Щедрин. Поэтория.
Возможна деформация, или преобразование исходной структуры
Н. Сидельников. Романсеро о любви и смерти (цикл лирических поэм) Колокол - соло гитары - с помощью неаккордики преобразование из терцовой структуры - в квинтовую, затем в квартовую структуру.
Конструктивная роль линеарно-мелодического начала в последованиях аккордов имеет специфику формы проявления: в современной полимелодической фактуре, для которой характерны созвучия контрапунктического, а не аккордового сопряжения, созвучия, возникающие на этой основе, очень многообразны.
Сидельников. Хоровая фактура - из полифонического начала.
В современной музыке приёмы гармонического развития нацелены не только на последовательность созвучий, но и на раскрытие внутренних ресурсов каждого из них. Ведущим принципом здесь является структурно-фоническое варьирование, которое выливается в сквозную разработку созвучия. Щедрин - Поэтория - 12-тизвучный кластер.
Кроме того, существуют такие способы развития, как техника симметричных наслоений, техника симметричных смещений, цель которых - преобразование исходной модели или формирование конечной. Прокофьев. Александр Невский. Ледовое побоище, V часть, тема конницы.
Шёнберг. Клавирштюк.
Образно-смысловая семантика аккордового материала
Семантика - смысловая сторона языка, отдельных слов и частей слова.
В современной музыке аккордика продолжает выполнять существенную и многообразную роль. Композиторы широко используют аккорды в новом качестве. Они могут быть носителями основного содержания и важным или второстепенным компонентом. Выбор аккордики имеет стилевую, драматургическую и семантическую подоснову.
Стилевая специфика аккордики определяется:
1. Ролью созвучий в системе выразительных средств. Категория аккорда даёт целый ряд стилевых явлений
основной - Дебюсси - основа и цель
Скрябин
Прокофьев
Хиндемит
В других стилях аккордика не имеет самостоятельного значения.
У Шостаковича преобладает полифонический стиль - от этого - особенность аккордики.
У Веберна - основа - интервальная группа, которая реализуется в различных изменениях - по вертикали, горизонали, диагонали.
2. Доминирование определенных аккордовых структур. У Прокофьева ведущая роль принадлежит консонирующему трезвучию. У Скрябина - в позднем тврчестве - доминантообразные, насыщенные тритонами гармонии. У Дебюсси - царство нонаккордов. У Хиндемита - квартовые гармонии. Нововенская школа - высшая школа диссонансов.
3. Способом организации звукового пространства и структурным типом вертикали.
4. Характером связи между аккордами.
Драматургическая сторона аккордики связана с большой ролью в формообразовании. Она может способствовать процессу становления, развития интонационного плана сочинения, может способствовать членению или объединению разделов. Периодическое возвращение к какой-либо гармонии способствует централизации целого. В "Поэтории" Щедрина это кластер.
Семантика акордики м.б. носителем психологического или иллюстративного начала.
|