Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Гармония как системное образование
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
15.11.2012 00:00

Гармония как системное образование

Системный подход означает рассмотрение какого-либо предмета или объекта в качестве системы. Он предполагает всестороннее изучение предмета, его место и значение в эволюционном ряду родственных явлений, позволяет увидеть протекающие в нем процессы. Под системой понимается целостный комплекс взаимодействующих компонентов. Каждая система состоит из элементарного состава и общей структуры, т.е. каждая система подразделяется на подсистемы, или уровни, иерархически соподчиненные, любая система - элемент для большего уровня. Любая система образует органическое единство с внешней средой, которая влияет на систему и зависит от неё.

Гармоническая система, как и всякая другая, состоит из элементов. Тип звуковысотной системы зависит

1) от структуры ведущих гармонических элементов, горизонталей и вертикалей.

Гармонические единицы горизонтали, характеризующие переход от низших уровней к высшим: тон, звуковое вибрато, глиссандо, мелодический интервал, комплекс интервалов, гармоническое поле, аккорд, комплекс аккордов, ладовый звукоряд, поле звуковых структур, ладовая организация, звуковысотная организация.

К гармоническим элементам вертикали относятся: обертон, тембр (аккорд обертонов), тон, гармонический интервал, аккорд, полиаккорд, сонорный блок, регистр, звуковой спектр.

В свою очередь каждый гармонический элемент горизонтального или вертикального ряда может быть рассмотрен как самостоятельная система с присущими ей структурными принципами, характерными свойствами и в историческом развитии.

2) от генерального структурного принципа системы классифицируются по их элементам и связям между ними. Исторически сложились следующие типы гармонических систем:

а) модальная, б) тональная, в) атональная, г) серийная.

Ведущим гармоническим элементом определяется интервальный, аккордовый или звукоинтервальный тип. Так, в модальной это интервал, в тональной  - аккорд, в атональной - любой интервальный комплекс, в сонорной - отдельный тон.

Основным конструктивным элементом горизонтали выступает ладозвукорядная основа. В модальной гармонии её составляют 7-ми ступенные диатонические лады, в тональной - мажоро-минорные или миноро-мажорные структуры, в атональной и серийной - свободная серийная вводнотоновость, в сонорике - микрохроматика.

Элементарный состав гармонической системы относится к морфологическому уровню, а связи элементов между собой - к синтаксическому уровню организации.

Объединение и упорядочивание элементов в структуру происходит с помощью связей:

а) генетические (сходство элементов по тем или иным признакам)

б) функциональные (акустические или ладовые)

в) коррелятивные (соотносительные).

3) от характера функционирования центра. Гармоническая структура характеризуется и с точки зрения её центрального, звуковысотного элемента (T).

Различаются центрированные структуры:

  • с одним главным центром - тональная система
  • полицентрическая структура
  • с несколькими потенциальными центрами (модальная система)
  • ацентрированные структуры
  • без центра - разные тональности
  • панцентрированные структуры
  • с рассредоточенным центром

В серийной музыке (додекафонной) - серия выполняет функцию центра.

Общие принципы развития систем

Большинство систем развиваются во времени. Диалектика процесса развития предполагает переход от простых форм к сложным, выход на более высокие иерархические уровни, спиралеобразность и преемственность.

  • малообъёмные лады
  • пентатоника
  • семиступенные диатонические
  • 10 ступенный мажоро-минор
  • симметричные лады
  • 12-ступенная хроматика

Те элементы, которые являлись системой к нижеследующим уровням, становятся элементом вышестоящих. Лад - тональность - обобщающая категория, но они утрачивают свою универсальность и становятся элементами в современной звуковысотной системе.

Каждая гармоническая система проходит ряд стадий в своём развитии:

1) формирования (зарождения основных принципов)

2) художественного роста (количественного обогащения новыми элементами и их связями)

3) стабилизации (качественная переоценка художественных выразительных элементов)

4) распада (переход в качественно новую систему).

Гармония как компонент образно-стилевой системы

В художественной системе произведений гармония выступает в единстве конструктивной и выразительной стороны. Её образно-стилевая сущность может быть рассмотрена на 3-х уровнях.

1. Семантический (стилевая сторона языка, смысл отдельных слов и частей слова) -

образно-содержательный, который формирует выразительный потенциал гармонических средств. Совокупность гармонических элементов порождает ряд ассоциативных значений, генетически связанных с определенными стилевыми моделями. Он служит образованию символического плана произведения, его историко-стилевого аспекта, несет важную художественную информацию.

2. Структурный уровень представлен соответствующим типом звуковысотной системы

3. Драматургический уровень. Раскрывает общие принципы интонационного развития, выявляет его сквозные линии, приводит элементное множество к единству, выводит из I элемента производное множеств, конкретизирует музыкальное содержание произведений.

Определение гармонии

Гармония определилась в самостоятельную науку в то время, когда обозначился специальный предмет её исследования - аккорд. Вследствие этого на протяжении 3-х столетий 17-19 вв. представление о гармонии отождествлялось с наукой об аккордах и их связях. Но в другие исторические периоды в зависимости от концепций вертикали, ещё не связанных с аккордом, или вышедшей за пределы аккорда, специфическим предметом исследования становятся другие объекты.  В доклассической музыке в рамках теории контрапункта - это наука о ладах, интервалах и их связях. В современной музыке - наука о звуковысотных интонационных элементах и их отношениях. Отсюда - следующее определение гармонии:

Гармония в широком значении - любая звуковысотная интервальная сопряженность, охватывающая пространственно-временной комплекс по вертикали, горизонтали, диагонали.

Гармония в узком значении - системные принципы организации звуковысотного материала.

Новый этап в эволюции музыкального мышления связан с отказом от единого структурного принципа в сфере звуковысотности.

Музыку XX века отличает многоплановость структурных типов звуковысотной организации, представленных тональной,  неомодальной (модальность - высотная недифференцированность), атональной, додекафонной, сонорной разновидностями.

Каждый из них обладает своей спецификой, характерными стилевыми признаками и видоизменяется в процессе исторического развития. Если на этапе своего зарождения они воспринимались как антиподы, имеющие различные функциональные структуры и семантические значения, то в музыкальной практике, а затем и в теории II половины XX века все эти типы осознаются как компоненты единой сложной системы, существуя как в обособленном, так и в смешанном виде.

 


 

Обновлено 15.11.2012 12:08
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 441 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru