Общая характеристика ладогармонического материала музыки XX века
В ладовом мышлении композиторов XX века произошёл крутой перелом. Если раньше композиторы ограничивались традиционной, строго разработанной системой ладов, то теперь они активно экспериментируют в этой области. Предпосылки перестройки и усложнения ладовой системы содержатся в художественных принципах и заключаются в следующем:
Новые импульсы ладовая система получила
1. в возрождении мелодических и полифонических принципов мышления в связи с тяготением голосов фактуры к ладовой и ритмической самостоятельности.
2. в развитии темброво-сонорной стороны гармонии.
3. интерес к внеевропейским культурам (нетемперированная хроматика восточной музыки, импровизационная вариантность).
4. введение в практику исторически разнообразных ладовых форм (ретроспективные тенденции).
В XX веке изменилась трактовка лада. Лад отождествляется с комплексом интонаций, при этом выступая не столько как обобщенная категория, сколько приобретая статус элемента и становясь 1-м из выразительных и конструктивных средств.
Существует 4 типа трактовок ладов, различающихся по специфике сопряжения тонов
1) центрированная (трактовка) - предполагает наличие основного тона
2) полицентрированная - опирающаяся на действие нескольких центров
3) ацентрированная - допускает отсутствие основного тона
4) панцентрированная - опирается на равноправие всех тонов.
Всё многообразие ладов музыки XX века подразделяется на 3 ладовых рода:
а) диатоника - сложная, разветвлённая
б) темперированная хроматика, которая является производной областью диатоники прошлых веков и самостоятельным явлением в XX веке.
в) нетемперированная хроматика, которая является основой современного ладового мышления. Она представлена экмеликой и микрохроматикой.
Экмелика - греч., внемелодически скользящая интервально недифференцированная интонационная система. Используется в рамках других систем как элемент речевого интонирования, как особая исполнительская манера, которая использует принципы глиссандирования.
Микрохроматика опирается на 1/4 тоновые отношения и часто приближается к экмелическому интонированию.
Под современной ладовой системой понимается совокупность традиционных и новых ладовых форм в музыкальном языке нашего времени.
|