Симметричные лады
Кроме диатонических ладов и их хроматических разновидностей в музыке XX века существуют и лады, и ладообразования, отличные от них. Здесь выделяется группа симметричных ладов, образуемых делением октавы на равные и сходно построенные отрезки. Теория симметричных ладов или ладов "ограниченной транспозиции" была изложена Мессианом в работе "Техинка моего музыкального языка". Несколько иная, более универсальная и полная систематика ладов у Холопова в работе "Модальная гармония". Суть этой системы в следующем: деление октавы на равное количество частей определяет модуль лада - интервал деления октавы. В качестве модуля выступают 4 интервала (измерение интервала производится в полутонах): б.2=2, м.3=3, б.3=4, тиртон=6. Это соответствует 4-м типам ладов:
целотоновый (2)
уменьшенный (м.3)
увеличенный (б.3)
тритоновый (дважды-лад).
Структурные варианты этих ладов зависят от деления модуля на всевозможные интервально-числовые комбинации с учетом полутона(1). Эти комбинации характеризуют конструктивные ладовые ячейки. На этой основе возникает 11 ладов.
Каждый симметричный лад м.б. использован мелодически и гармонически и реализован в моноладовой или полиладовой форме, совмещающей одновременно несколько ладов. Мелодические и гармонические возможности ладов связаны с их структурно-интервальной спецификой. Новые выразительные возможности ладов связаны с их структурно-интервальной спецификой. Новые выразительные возможности ув.и ум. ладов коренились в колористическом эффекте терцовых сопоставлений аккордов однородной структуры (мажорных трезвучий, минорных тезвучий, увеличенных трезвучий, звучности доминантсептаккорда, нонаккорда, вводного септаккорда). Римский-Корсаков экспериментирует в этой области. Его гамма 1т. - 1/2 т. - уменьшенный лад.
У Скрябина в сложных ненормативных аккордовых комплексах ладозвуковая основа рассматривается как средство усложнения аккордов (Скрябин Прелюдия op.74 - большетерцовый лад).
В одном и другом случаях поиски ведутся в плане фонической стороны гармонического языка.
|