Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Симметричные лады
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
21.11.2012 00:00

Симметричные лады

Кроме диатонических ладов и их хроматических разновидностей в музыке XX века существуют и лады, и ладообразования, отличные от них. Здесь выделяется группа симметричных ладов, образуемых делением октавы на равные и сходно построенные отрезки. Теория симметричных ладов или ладов "ограниченной транспозиции" была изложена Мессианом в работе "Техинка моего музыкального языка". Несколько иная, более универсальная и полная систематика ладов у Холопова в работе "Модальная гармония". Суть этой системы в следующем: деление октавы на равное количество частей определяет модуль лада - интервал деления октавы.  В качестве модуля выступают 4 интервала (измерение интервала производится в полутонах): б.2=2, м.3=3, б.3=4, тиртон=6. Это соответствует 4-м типам ладов:

целотоновый (2)

уменьшенный (м.3)

увеличенный (б.3)

тритоновый (дважды-лад).

Структурные варианты этих ладов зависят от деления модуля на всевозможные интервально-числовые комбинации с учетом полутона(1). Эти комбинации характеризуют конструктивные ладовые ячейки. На этой основе возникает 11 ладов.

Каждый симметричный лад м.б. использован мелодически и гармонически и реализован в моноладовой или полиладовой форме, совмещающей одновременно несколько ладов.  Мелодические и гармонические возможности ладов связаны с их структурно-интервальной спецификой. Новые выразительные возможности ладов связаны с их структурно-интервальной спецификой. Новые выразительные возможности ув.и ум. ладов коренились в колористическом эффекте терцовых сопоставлений аккордов однородной структуры (мажорных трезвучий, минорных тезвучий, увеличенных трезвучий, звучности доминантсептаккорда, нонаккорда, вводного септаккорда). Римский-Корсаков экспериментирует в этой области.  Его гамма 1т. - 1/2 т. - уменьшенный лад.

У Скрябина в сложных ненормативных аккордовых комплексах ладозвуковая основа рассматривается как средство усложнения аккордов (Скрябин Прелюдия op.74 - большетерцовый лад).

В одном и другом случаях поиски ведутся в плане фонической стороны гармонического языка.

 

Обновлено 21.11.2012 13:43
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 527 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru