Объединение мажоро-минорных систем
В XIX веке мажоро-минорные системы выступают в объединенном виде, образуя полный (параллельно-одноимённый) мажоро-минор или миноро-мажор. В случаях объединения одноимённой системы с её параллелями снизу и сверху образуется последовательность тональностей
Aa <- Cc -> Eses.
В случае же продолжения объединения дальше параллельно-одноимённых систем по тому же принципу возникает малотерцовый тональный круг
fis <- Aa <- Cc -> Eses -> Ges.
Малотерцовые круги тональностей, возникающих в связи с параллельно-одноимённым мажоро-минором, встречаются не только как основа тональных планов крупных произведений.
С распространением и всё более широким использованием параллельного и одноимённо-параллельного мажоро-минора связаны своеобразные последовательности или сопоставления групп аккордов по б.3 и м.3, так называемые терцовые ряды. Терцовые ряды часто представляют собой разновидность модулирующих секвенций. Они являются одним из ранних и распространённых видов тональной неопределённости, т.к. сопоставляемые звенья вовсе не выявляют или лишь с трудом позволяют ощутить их подчиненность общему тональному центру. Дальнейшее развитие ладового мышления привело к тому, что в последовательности таких аккордов слышится и функциональная связь
I - b VI - III маж. - I воспринимается как T - S - D- T
Лист. Этюд Des-dur
Шуман. Новелетта №1
Прокофьев. Джульетта-девочка
Функциональная связь малотерцовых рядов ещё меньшая. По-видимому, уже тот факт, что второй малотерцовый шаг приводит к тритоновым соотношениям, усиливает функциональную неопределённость, благодарая чему малотерцовые ряды получают явно преобладающее распространение.
Исторически терцовые ряды прослеживаются от среднего периода творчества Бетховена и до начала XX века. Кульминацией их применения является вторая половина XIX века. В применении терцовых рядов проявляются не только признаки стиля эпохи, но и индивидуальные черты композиторского почерка.
В творчестве Бетховена использование терцовых рядов связано с мотивной разработкой-дроблением.
В связи с тяготением романтиков к красочности наблюдается противопоставление диатоники и тональной неопределённости. Включение рядов в развитый мажоро-минор смягчает их эффект.
Русские композиторы Глинка, Балакирев, Бородин, Мусоргский вводят большетерцовые ряды редко. Чайковский же и особенно Римский-Корсаков часто и по-разному. У Римского-Корсакова при разнообразном по форме и характеру применения терцовых рядов всё же явно преобладает их красочная трактовка. В творчестве Чайковского ряды используются для роста напряжения и динамики. В произведениях Скрябина и Рахманинова терцовые ряды играют и красочную и динамическую роль.
У раннего Прокофьева они применяются довольно часто, у Мясковского много реже, у Шостаковича - лишь единичные примеры.
Римский-Корсаков. Песня Кащеевны.
|