Анекдот про композитора Бетховена №3 Осенью 1791 года капелла курфюрста, в которой служил Бетховен, на двух яхтах из Бонна отправилась в город Мертгентхейм. Курфюрста сопровождала также и театральная труппа. Путешествие по Рейну и Майну в ясные теплые сентябрьские дни было желанным отдыхом от придворной службы. По дороге капелла остановилась в городке Ашшафенбурге, летней резиденции майнцского курфюрста. Придворным пианистом курфюрста был один из выдающихся немецких музыкантов аббат Штеркель, и боннские музыканты, в том числе Рис и Бетховен, сочли своим долгом посетить знаменитого собрата. Штеркель сыграл гостям несколько произведений. Людвиг с напряженнейшим вниманием слушал его утонченную, совершенную по изяществу игру. Но вот Штеркель встает и приглашает юного гостя что-нибудь сыграть, Бетховен не соглашается, и хитрый аббат прибегает к остроумной уловке. Он вспоминает изданные Бетховеном фортепианные вариации на тему песенки майнцского дирижера Ригини "Приди, любовь", ужасается их невероятной трудности и выражает сомнение, сможет ли сыграть эти вариации сам автор.
Этого было достаточно, чтобы заставить самолюбивого Бетховена сесть за инструмент. Людвиг не только сыграл наизусть свои вариации, но вспомнил и другие сочинения. К величайшему удивлению слушателей, его игра приобретает изящный характер игры Штеркеля: он мастерски подражает аббату и воспроизводит совершенно чуждую ему "галантную", "дамскую" манеру игры пианиста.
Эта метаморфоза свидетельствует о даре перевоплощения, которым обладал Бетховен-пианист. Его собственный исполнительский стиль в корне отличался от преобладавшей в то время изящной виртуозности.
|