Теория музыки. Транспозиция. Секвенция
Транспозиция - (нем. Transposition, фр. transposition < лат. trānspōnere переносить; от позднелат. transpositio -перестановка) 1. Перенесение (транспонирование) муз. произведения из одной тональности в другую. 2. Перенос всех звуков музыкального произведения на определенный интервал вверх или вниз 3. Перенесение пьесы, написанной в одном строе, в другой строй, причем в новом строе сохраняются вполне те же отношения между различно расположенными ступенями его гаммы, какие были между соответствующими им ступенями гаммы прежнего строя. Все эти определения подходят для того, чтобы описать значение слова "транспозиция", или, по-другому, - "транспонирование". Транспозиция применяется 1. В вокальной практике для того, чтобы перенести произведение в удобную для голоса тесситуру. Часто при этом произведение много теряет, потому что изменяется окраска звуков от их расположения на другой высоте. 2. При переложении музыкального произведения для какого-либо инструмента в том случае, если диапазон произведения не соответствует возможностям данного инструмента. 3. Как важное средство формообразования, развития в музыке - транспозиция тем побочной и заключительной партий в репризе сонатной формы). - в экспозиции фуги реальный ответ представляет собой транспозицию темы в др. тональность; в разработке фуги тема транспонируется в разные тональности. - в пьесах малых форм (повторение темы в другой тональности, напр. в прелюдии Скрябина ор. 2 No 2. 4. Транспонировка часто применяется в точной секвенции, в которой данный мотив транспонируется несколько раз, постоянно повышаясь или понижаясь на избранный для транспонировки интервал. 5. В партитуре оркестра для транспонирующих инструментов: валторн, труб, корнетов, кларнетов, англ. рожков, басетгорнов и новейших медных инструментов с широкой мензурой (бюгельгорны, тубы и пр.). Транспонирующие инструменты — те духовые инструменты, для которых нотируется в виде C-dur’а строй, соответствующий их натуральной гамме (обертоновый звукоряд).
6. С 16 в. транспозиции обучали исполнителей на клавишных инструментах;
так, например, от органиста требовалось умение подстраиваться в процессе
церковного пения к интонации служащего и к хору. 7. В додекафонии транспозиция используется при переносе модуса на любую из 12 ступеней темперированного строя. Приёмы транспозиции: 1. Под каждой нотой произведения подписывается ступень звукоряда тональности, в которой написано произведение. Произведение переписывается в новой тональности, в которой ступени будут уже другими нотами. 2. Измеряется интервал между тониками оригинальной и новой тональности (в которую нужно транспонировать). От всех нот произведения в оригинальной тональности строится интервал, полученный от измерения расстояния между тониками. 3. В некоторых случаях, когда требуется перенести произведение на большую терцию вверх (или на малую сексту вниз), достаточно поменять скрипичный ключ на басовый и подставить знаки тональности, лежащей на б.3 выше (либо на м.6 ниже). То же самое, только эти интервалы будут в дпротивоположных направлениях, можно сделать при перенесении произведения из басового ключа в скрипичный. 4. При перенесении произведения на полутон (например, из Ми мажора в Ми-бемоль мажор), изменяются только ключевые (и случайные) знаки. 5. Возможна транспозиция произведения по слуху. Секвенция - от позднелат. sequentia, букв. - то, что идёт вслед; следование, от лат. sequor - следую). Первоначально Секвенцией называли дополнение или расширение к песнопению Alleluia). Это была ликующая юбиляция чаще на звук "а", сначала безтекстовая, а потом с текстом. В учении о гармонии Секвенция (нем. Sequenze, франц. marche harmonique, progression, итал. progressione, англ. sequence) - повторение мелодического мотива или гармонического оборота на другой высоте (от другой ступени, в другой тональности), следующее сразу за первым проведением как его непосредственное продолжение. Обычно всё последование называется Секвенцией, а его части - звеньями Секвенции. Мотив гармонической Секвенции чаще всего состоит из двух или нескольких гармоний в простых функциональных отношениях. Интервал, на который сдвигается первоначальное построение, называется шагом Секвенции (наиболее распространены сдвиги на секунду, терцию, кварту вниз или вверх, значительно реже на другие интервалы; шаг может быть переменным, например сначала на секунду, затем на терцию). Вследствие преобладания автентических оборотов в мажорно-минорной тональной системе часто встречается нисходящая по секундам Секвенция, звено которой состоит из двух аккордов в нижнеквинтовом (автентическом) соотношении. В такой автентической (по В. О. Беркову - "золотой") Секвенции используются все ступени тональности в движении по квинтам вниз (квартам вверх): Г. Ф. Гендель. Сюита g-moll для клавесина. Пассакалья.
Секвенция с движением по квинтам вверх (плагальная) встречается редко (см., например, 18-ю вариацию "Рапсодии на тему Паганини" Рахманинова, такты 7-10: V-II, VI-III в Des-dur). Сущностью Секвенции является линеарно-мелодическое движение, в котором определяющее функциональное значение имеют его крайние точки; внутри средних звеньев Секвенции преобладают переменные функции. Секвенции обычно классифицируют по двум принципам - по их функции в композиции (внутритональные - модулирующие) и по принадлежности к какому-либо из родов звуковой системы (диатонические - хроматические): I. Однотональные (или тональные; также односистемные) - диатонические и хроматические (с отклонениями и побочными доминантами, а также др. видами хроматизма); II. Модулирующие (разносистемные) - диатонические и хроматические. Однотональные хроматические (с отклонениями) С. в пределах периода часто относят к модулирующим (по родственным тональностям), что неверно (В. О. Берков справедливо отмечал, что "секвенции с отклонениями относятся к тональным"). Образцы разл. видов Секвенции: однотональная диатоническая - "Июль" из "Времён года" Чайковского (такты 7-10); однотональная хроматическая - вступление к опере "Евгений Онегин" Чайковского (такты 1-2); модулирующая диатоническая - прелюдия d-moll из I тома "Хорошо темперированного клавира" Баха (такты 2-3); модулирующая хроматическая - разработка I ч. 3-й симфонии Бетховена, такты 178-187: c-cis-d; разработка I ч. 4-й симфонии Чайковского, такты 201-211: h-e-a, a-d-g. Хроматическую модификацию автентической секвенции представляет собой обычно так называемая "доминантовая цепочка" (см., напр., арию Марфы из IV д. оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова, цифра 205, такты 6-8), где мягкие тяготения диатонич. побочных доминант заменяются острыми хроматическими ("альтерационные вводные тоны"; см. Тюлин, 1966, с. 160; Способин, 1969, с. 23). Доминантовая цепочка может идти как в пределах одной данной тональности (в периоде; например, в побочной теме увертюры-фантазии Чайковского "Ромео и Джульетта"), так и быть модулирующей (разработка финала симфонии Моцарта g-moll, такты 139-47, 126-32). Помимо основных критериев классификации С. имеют значение и другие, напр. разделение Секвенций на мелодические и аккордовые (в частности, возможно несовпадение видов мелодич. и аккордовой С., идущих одновременно, например в прелюдии C-dur из ор. 87 Шостаковича, такты 19-22, где мелодическая Секвенция - с вводнотоновой хроматикой, а одновременно идущая аккордовая - диатонична), на точные и варьированные.
С. применяется и вне мажорно-минорной системы. В симметричных ладах секвентное повторение имеет особое значение, нередко становясь типичной формой изложения ладовой структуры (напр., односистемная С. в сцене похищения Людмилы из оперы "Руслан и Людмила" - звук; в соло Звездочета из оперы "Золотой петушок", цифра 6, такты 2-9 - аккорды модулирующая разносистемная С. в 9-й фп. сонате Скрябина, такты 15-19).
В современной музыке Секвенция обогащается новой аккордикой (например, полигармоническая модулирующая Секвенция в теме связующей партии I ч. 6-й фп. сонаты Прокофьева, такты 24-32). Итак, сводная классификация секвенций: по типу секвенцируемого оборота — мелодические, гармонические, мелодико-гармонические; по количеству звеньев (двухзвенная, трёхзвенная секвенции и т.д.);
по направлению высотного смещения — восходящие и нисходящие; восходящая секвенция типично применяется для нагнетания эмоциональной напряженности, например, перед кульминацией; нисходящая секвенция чаще применяется для создания эффекта «ухода», «истаивания» музыки;
по шагу (интервалу) смещения (может быть постоянный, например, на целый тон, либо непостоянный, т.е. на разные интервалы);
по степени точности при повторе — точные и неточные; точную секвенцию иначе называют «транспонирующей»; по интервальному роду — диатонические и хроматические;
по качеству замкнутости в тональном ладу — немодулирующие (иначе называемые «однотональными») и модулирующие.
Основное композиционное назначение Секвенции - создание эффекта развития, особенно в разработках, связующих партиях (в пассакалье g-moll Генделя С. связана с характерным для жанра нисходящим басом g - f - es - d; подобного рода С. можно встретить и в др. произведениях этого жанра).
Высказываясь в пользу выразительности секвентности, Асафьев замечает, что «...она (секвенция) может — особенно если ее появление оправдано замыслом — быть средством эмоционального воздействия и характеристики. Например, «секвенции Татьяны» в «Евгении Онегине» Чайковского, вагнеровские секвенции в «Валькирии», в «Тристане» etc.». Говоря о лейтмотивах Вагнера, об их упорядочивающей роли, о «вехах» для памяти, которые «расставлены», благодаря повторению лейтмотивов, Асафьев упоминает секвенции «Тристана и Изольды». Он указывает, что секвенции в этой опере нередко становятся, «с точки зрения строительного объединения ткани — своего рода basso ostinato пассакалии и чаконы, или «цементирующим» cantus firmus'oм нидерландцев...» . См. также Содержание музыкальных произведений
Художественный образ
Звук и его свойства
Лад и тональность
Диатонические и хроматические лады
Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
Мелодия. Типы мелодического движения
Метр и ритм
Метроритмические признаки жанров
Интервалы. Их классификация. Выразительная роль
Аккорды. Их классификация
Аккорды на ступенях мажора и минора
Модуляция
Музыкальный синтаксис. Типы периодов
План курсовой работы по Теории музыки
|