Музыка, я и даосизм. Остановка ума
Сейчас очень много продолжают говорить о взаимовлиянии культур Запада и Востока, даже музыкальные произведения создаются смешанного типа: в них может быть, например, лад западной традиции, инструменты западной традиции, мелодика западной традиции, а вот превалирование тембровой стороны, отсутствие энергии и малое количество динамических оттенков, общая статичность и при этом большая длина произведения - от восточной традиции. Может ли подобная музыка нравиться западному уху? Ведь западное ухо привыкло слышать в музыке эмоции, какую-то повышенную энергетику. И можно ли вообще, занимаясь даосскими практиками, писать эмоциональную музыку?
Я решила сама начать заниматься даосскими практиками для того, чтобы
определить: а можно разве, занимаясь, например, практикой "остановки
ума", воспринимать музыку так, как большинство людей западной традиции -
т.е. эмоционально? Вообще-то, у меня есть одно свойство ума: иногда он
отключается сам В НИКУДА, потом его выводит из этого состояния
какой-нибудь звук. Наверное, это нельзя назвать практикой "остановки
ума", ведь это же делается неосознанно. Поэтому...
На прогулке по
вечернему городу я решила отслеживать все свои мысли, не оценивать
окружающую обстановку. И вот, взяв под руку мужа, я начала Путь.
Поскольку прогулка была по улице, ранее изученной во всех деталях, не
отвлекаться на эти детали не составило никакого труда.
Я видела
огни города, но не оценивала, что это за огни, я видела силуэты
движущихся навстречу людей, но не оценивала их, слышала звуки едущих по
дороге машин, но даже не знала, что это машины. Было достаточно холодно,
но я не мёрзла. Весь путь я ощущала, что я стою на месте, никуда не
двигаюсь, лишь декорации вокруг меня очень медленно меняются.
Так
я дошла до набережной, на которой располагается ресторан. Из него
доносилась музыка, но что это за музыка, я поняла, только когда муж
вывел меня из "забытья" каким-то вопросом (до этого музыка была для меня
просто каким-то музыкальным шумом - как-будто играли на колокольчиках).
Сначала я услышала тембр саксофона с аккомпанементом ударных и ноты
этой музыки, только много позже смогла уловить "атмосферу" этой музыки.
Эта
практика показала: если ты неуязвим для эмоций (а практика "остановки
ума" учит именно этому), то музыку, трогающую сердце, написать
невозможно, потому что "чувства молчат", а "энергия не выходит".
|