Обзор методики развития абсолютного слуха
Абсолютный слух - самый точный вид определения всех звуковысотных элементов музыкального языка. Что это такое ? Это способность различать звуки разной высоты по их индивидуальной окраске так, например, как вы различаете цвета (красный, белый и т.д.) или запахи, или оттенки настроений и чувств.
Обычно абсолютный слух бывает заложен с рождения, но довольно часто вырабатывается в процессе музыкальных занятий на инструменте (в данном случае очень важно, чтобы инструмент в течение хотя бы пяти лет был постоянно правильно настроен).
Методики сольфеджио, в которых последовательно проходятся сначала тональности, располагающиеся на белых клавишах (До мажор, ля минор), а потом добавляются постепенно черные клавиши - фа-диез, до-диез, си-бемоль, ми-бемоль и т.д., способствуют запоминанию тембров сначала белых, а затем черных клавиш.
Что нужно, чтобы начать определять абсолютную высоту звуков? Вслушаться в звуки и определить, чем они отличаются.
Нажмите на фортепиано не торопясь мажорные трезвучия на белых клавишах (до-ми-соль, фа-ля-до, соль-си-ре) как аккорды и вслушайтесь в их разную окраску. (Особенно прислушайтесь к среднему звуку). Поиграйте их в разных октавах. В какой-бы октаве Вы ни нажали определенное трезвучие (например, Фа-мажорное), его окраска все равно сохранится. Для меня Фа-мажорное трезвучие звучит неярко, матово, пастельно, ассоциируется с тембром деревянно-духовых инструментов из-за звука фа. Соль мажорное - "струнно-скрипично" из-за сочетания звуков соль и си. До мажорное - жестко и упруго из-за ноты до и по-деловому задорно из-за нот до и ми.
Эти 3 мажорных трезвучия в До мажоре находятся между собой в зависимости как "тоника, субдоминанта и доминанта." Гармонизация мелодии "этими" трезвучиями - распространенное явление во всей европейской музыке.
Начните подбирать мелодию с аккомпанементом к советскому киносериалу "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Мелодия начинается так: до, до-ми-соль-вверх до-си-ля-си-до. Подберите мелодию (до ноты "ми)" и аккомпанемент, используя эти 3 мажорных трезвучия.
Нажмите на фортепиано мажорные трезвучия с черной клавишей посередине (ля-до-диез-ми, ре-фа-диез-ля, ми-соль-диез-си). Попробуйте подобрать для них определения. Для меня Ля мажорное трезвучие звучит звонко и "медно-трубно" из-за звуков ля и до-диез. Ре мажорное - светло, тепло из-за звуков ре и фа-диез и пушисто из-за звука фа-диез. Ми мажорное трезвучие почему-то кажется зеленым и густым, как елка, из-за нот ми и соль-диез.
Нажмите на фортепиано минорные трезвучия с черной клавишей посередине: до-ми-бемоль-соль, фа-ля-бемоль-до, соль-си-бемоль-ре. Какие слова Вы подобрали бы к ним? Соль минорное трезвучие у меня ассоциируется с дождем, навевающим глубокую печаль и с потоком слез. Фа минорное трезвучие - мягкое из-за нот фа и ля-бемоль и печальное, как бы в приглушенном свете. До минорное трезвучие - жесткое из-за ноты до и трагическое из-за нот до и ми-бемоль.
Это только мои ощущения тональностей, каждый находит в индивидуальной окраске звуков и трезвучий свои ощущения. Вот когда Вы их найдете, считайте, что приобрели абсолютный слух.
Здесь появились упражнения для развития абсолютного слуха. Также можете подбирать на фортепиано мелодии с аккомпанементом. Это должно сильно помочь для развития относительного слуха и в какой-то степени помочь овладеть абсолютным.
Развитие слуха.
|