Рейтинг@Mail.ru
Обзор методики развития абсолютного слуха
Музыкальные диктанты для училища - Развитие абсолютного слуха
Автор: Гамаюн   
09.08.2010 14:42

Обзор методики развития абсолютного слуха

Абсолютный слух - самый точный вид определения всех звуковысотных элементов музыкального языка. Что это такое ? Это способность различать звуки разной высоты по их индивидуальной окраске так, например, как вы различаете цвета (красный, белый и т.д.) или запахи, или оттенки настроений и чувств.

Обычно абсолютный слух бывает заложен с рождения, но довольно часто вырабатывается в процессе музыкальных занятий на инструменте (в данном случае очень важно, чтобы инструмент в течение хотя бы пяти лет был постоянно правильно настроен).

Методики сольфеджио, в которых последовательно проходятся сначала тональности, располагающиеся на белых клавишах (До мажор, ля минор), а потом добавляются постепенно черные клавиши - фа-диез, до-диез, си-бемоль, ми-бемоль и т.д., способствуют запоминанию тембров сначала белых, а затем черных клавиш.

Что нужно, чтобы начать определять абсолютную высоту звуков? Вслушаться в звуки и определить, чем они отличаются.

Нажмите на фортепиано не торопясь мажорные трезвучия на белых клавишах (до-ми-соль, фа-ля-до, соль-си-ре) как аккорды и вслушайтесь в  их разную окраску. (Особенно прислушайтесь к среднему звуку). Поиграйте их в разных октавах. В какой-бы октаве Вы ни нажали определенное трезвучие (например, Фа-мажорное), его окраска все равно сохранится. Для меня Фа-мажорное трезвучие звучит неярко, матово, пастельно, ассоциируется с тембром деревянно-духовых инструментов из-за  звука фа. Соль мажорное - "струнно-скрипично" из-за сочетания звуков соль и си.  До мажорное - жестко и упруго из-за ноты до и по-деловому задорно из-за нот до и ми.

Эти 3 мажорных трезвучия в До мажоре находятся между собой в зависимости как "тоника, субдоминанта и доминанта." Гармонизация мелодии "этими" трезвучиями - распространенное явление во всей европейской музыке.

Начните подбирать мелодию с аккомпанементом к советскому киносериалу "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Мелодия начинается так: до, до-ми-соль-вверх до-си-ля-си-до. Подберите мелодию (до ноты "ми)" и аккомпанемент,  используя эти 3 мажорных трезвучия.

Нажмите на фортепиано мажорные трезвучия с черной клавишей посередине (ля-до-диез-ми, ре-фа-диез-ля, ми-соль-диез-си). Попробуйте подобрать для них определения. Для меня Ля мажорное трезвучие звучит звонко и "медно-трубно" из-за звуков ля и до-диез. Ре мажорное  - светло, тепло из-за звуков ре и фа-диез и пушисто из-за звука фа-диез. Ми мажорное трезвучие почему-то кажется зеленым  и густым, как елка, из-за нот ми и соль-диез.

Нажмите на фортепиано минорные трезвучия с черной клавишей посередине: до-ми-бемоль-соль, фа-ля-бемоль-до, соль-си-бемоль-ре. Какие слова Вы подобрали бы к ним? Соль минорное трезвучие у меня ассоциируется с дождем, навевающим глубокую печаль и с потоком слез. Фа минорное трезвучие - мягкое из-за нот фа и ля-бемоль и  печальное, как бы в приглушенном свете. До минорное трезвучие - жесткое из-за ноты до и трагическое из-за нот до и ми-бемоль.

Это только мои ощущения тональностей, каждый находит в индивидуальной окраске звуков и трезвучий свои ощущения. Вот когда Вы их найдете, считайте, что приобрели абсолютный слух.

Здесь появились  упражнения для развития абсолютного слуха. Также можете подбирать на фортепиано мелодии с аккомпанементом. Это должно сильно помочь для развития относительного слуха и в какой-то степени помочь овладеть абсолютным.

Развитие слуха.

 

Обновлено 03.02.2012 13:47
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 370 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru