Рейтинг@Mail.ru
Теория музыки. Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
Сольфеджио. Теория музыки - Теория музыки в музыкальном училище, колледже
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

Теория музыки. Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма


1)Любые консультации по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки (консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru

2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru

3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru


Альтерация (от латинского alteratio) - изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: диез - повышение на полтона, бемоль - понижение на полтона, дубль-диез - повышение на тон, дубль - бемоль - понижение на тон, знак отмены альтерации - бекар.

Альтерация позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда, в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки альтерации, относящиеся к определенной тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех видов октав до конца произведения или до перемены знаков).

Под альтерацией подразумевается также обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней) к звукам тонического трезвучия, служащее средством мелодического и гармонического разнообразия. Альтерации подвергаются лишь те неустойчивые ступени, которые в диатоническом ладе отстоят на большую секунду от звуков тонического трезвучия. Таким образом, получаются следующие альтерации: в мажоре - II ступень повышается и понижается, IV ступень повышается, VI ступень понижается (гармонический мажор); в миноре - II ступень понижается, IV ступень понижается и повышается, VII ступень повышается (гармонический минор). Ладовая альтерация выявляет себя как яркое средство музыкальной выразительности в связи с гармонией и обнаруживается не только в мелодии, но и в других голосах. Обогащая мелодию вводными тонами и вводной интерваликой, ладовая альтерация придает ей большую напряженность и функциональную устремленность. Ладовая альтерация способствует также включению в гармонию красочных аккордов и созвучий. В современной музыке, богатой новыми ладообразованиями, ладовая альтерация как средство насыщения мелодической и гармонической ткани вводнотоновостью в значительной мере утратила свое значение.

В результате альтерации образуется явление, называемое хроматизмом. Хроматизм - от греч. chromatismos - повышение или понижение на полутон диатонической ступени лада, обостряющее ее тяготение к соседней ступени. Между диатонической ступенью и ее повышенным или пониженным вариантом возникает хроматический полутон; принадлежность образующих его звуков к одной ступени (например, до-до-диез) отличает его от диатонического полутона (до-ре-бемоль). Знаки альтерации, возникающие вследствие хроматизма, ставятся перед нотами, к которым имеют отношение, и называются случайными (действительны только для данной октавы до конца такта).

Хроматизм бывает двух видов: ладовый и модуляционный. Ладовый хроматизм действует в условиях одной ладовой системы и выполняет двоякую роль: 1) обостряет тяготения неустоев в устои, 2) образует новые тяготения. В обоих случаях хроматизм приводит к образованию новых вводных тонов.

Хроматизм в мелодии часто связан с так называемыми хроматическими вспомогательными и проходящими звуками. Вспомогательным называется звук, прилегающий на секунду к другому звуку и вводимый между двумя его появлениями. Вспомогательный является хроматическим, если он не входит в диатоническую гамму и прилегает на малую секунду к окружающему его звуку (например, ре-до-диез-ре или соль-ля-бемоль-соль в До мажоре). Проходящим называется звук, заполняющий промежуток между двумя разными звуками движением не больше , чем на целый тон. Проходящий является хроматическим, если он не входит в диатоническую гамму и образует скольжение по полутонам между двумя разными звуками (например, ре-ре-диез-ми или ля-ля-бемоль-соль в До мажоре).

Модуляционный хроматизм приводит к изменению тональности.

Различие между ладовым  и модуляционным хроматизмом не всегда можно выяснить по одной мелодии.

Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Она не представляет какого-нибудь самостоятельного лада, а обычно является усложнением мажорной или минорной гаммы посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами. В мажоре при движении вверх  все ступени повышаются, кроме VI, вместо нее понижается VII. При движении вниз все ступени понижаются, кроме V, вместо нее повышается IV.  (в Домажоре: до-до-диез- ре-ре-диез- ми- фа-фа-диез- cоль-соль-диез- ля- си-бемоль-си-бекар -до., до-си- си-бемоль- ля-ля-бемоль- соль-фа-диез- фа-бекар- ми -ми-бемоль- ре-ре-бемоль-до). В миноре   при движении вверх все ступени повышаются, кроме I, вместо нее понижается II. При движении вниз написание как в одноименном мажоре. (в ля миноре: ля-си-бемоль- си-бекар- до -до-диез- ре -ре-диез -ми -фа- фа-диез- соль- соль-диез- ля , соль-диез, соль-бекар, фа-диез-фа-бекар- ми- ре-диез-ре-бекар- до-диез-до-бекар- си- си-бемоль-ля).Тональность хроматической гаммы можно определить преимущественно по аккордам сопровождения.

Если хроматизм - это реальное изменение диатонической ступени в одном голосе, об альтерации можно говорить и тогда, когда диатонический вариант той же ступени дан перед альтерированным звуком в другом голосе или вообще ей не предшествует.

Известно, что полутоновые сопряжения звуков в интонационном смысле всегда звучат острее целотоновых, поэтому использование хроматических явлений как в мелодическом, так и в гармоническом планах, как правило, способствует не только большей "вязкости" фактуры, но и значительному повышению напряженности общего звучания музыки.

Хроматические изменения в звукоряде приводят к изменению интервально-аккордового состава лада. Интервалы и аккорды, в составе которых имеются измененные ступени, называются альтерированными. В них образуются более сильные и яркие тяготения.

Теория музыки. Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма

См. также Содержание музыкальных произведений

Художественный образ

Звук и его свойства

Лад и тональность

Диатонические и хроматические лады

Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма

Мелодия. Типы мелодического движения

Метр и ритм

Метроритмические признаки жанров

Интервалы. Их классификация. Выразительная роль

Аккорды. Их классификация

Аккорды на ступенях мажора и минора

Модуляция

Музыкальный синтаксис. Типы периодов

План курсовой работы по Теории музыки

Обновлено 11.03.2015 19:57
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 173 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru