Теория музыки. Лад и тональность.
Лад - это музыкальная организация, основанная на соподчинении звуков. Основными понятиями лада являются устойчивость и неустойчивость. Устойчивость - функция статическая. Устойчивые звуки являются опорными, они сами никуда не тяготеют, но обладают способностью притягивать к себе другие звуки. Устойчивость создает ощущение покоя, торможения.
Неустойчивость - функция динамическая, неустойчивые звуки обладают тяготением в устойчивые, стремятся к разрешению, поэтому неустойчивость создает ощущение движения.
Устойчивыми в ладу являются I, III и V ступени, но устойчивость каждого из этих звуков относительна и зависит от созвучия, в состав которого входит этот звук. I ступень может входить в состав субдоминантового трезвучия или трезвучия VI ступени. V ступень может входить в состав доминантового трезвучия. В этом случае и I , и V ступени будут неустойчивыми звуками.
Функцию неустойчивых выполняют II, IV, VI и VII ступени.
Устойчивость и неустойчивость тесно связаны метром и ритмом. Устойчивость особенно ярко проявляется на сильной доле с ритмической остановкой. (Шуберт, соната Ля мажор, op. 120, II часть. Моцарт, соната Ля мажор).
Устойчивость тесно связана с синтаксисом. Окончание музыкальной мысли требует устойчивости. Период обязательно должен закончиться на устойчивом созвучии.( Первое предложение чаще останавливается на неустойчивости. ) Наиболее устойчивым будет созвучие, у которого все звуки устойчивые, по звучанию консонанс - трезвучие I ступени. (Старинная английская музыка 16-18 веков, "Ирландская жалоба").
Следующим этапом развития устойчивости является утверждение трезвучия I ступени в качестве центрального устоя. (Мессиан, "Бесплотные звуки мечты" из сборника "Пьесы французских композиторов".)
Существует два вида тяготений в устойчивость и неустойчивость.
1. Мелодическое тяготение - тяготение неустоев в соседние по высоте устои - II в I, IV в III и так далее.
2. Гармоническое тяготение (квартово-квинтовое) - V в I, I в IV, IV в I.
Мелодическое тяготение проявляется в мелодии (взаимодействие отдельных звуков). Гармоническое - в гармонии (взаимодействие созвучий). При разрешении тоники в субдоминанту, I - квинтовый обертон IV ступени.
Строительным материалом лада является звукоряд. Отрезок звукоряда от тоники до тоники называется гаммой. Единица звукоряда - ступень. Мажор и минор имеют по 7 ступеней. Помимо устойчивых и неустойчивых существуют главные и побочные ступени. Главные - тоника, субдоминанта и доминанта. Побочные - остальные. VII и II - вводные звуки (нижний и верхний). III - медианта. VI - субмедианта.
Мажор и минор. Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Минором называется лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.Схема мелодических тяготений: II в I, II в III, IV в III , IVв V , VI в V , VII в I.
Исторически мажор и минор взаимодействовали и оказывали влияние друг на друга. В натуральном миноре по аналогии с мажором VII ступень была повышена для усиления ее тяготения в I ступень( гармонический минор). Для заполнения интервала увеличенной секунды была повышена VI ступень.(мелодический минор).
Позднее по аналогии с минором в мажоре была понижена VI ступень для усиления тяготения ее в V ступень. Образовался гармонический мажор. Для заполнения интервала увеличенной секунды понизили VII ступень (мелодический мажор).
В соответствии с тяготениями мелодический минор чаще употребляется в восходящем направлении, а натуральный минор и мелодический мажор - в нисходящем. (Рубинштейн "Демон",мужской хор - гармонический минор; мелодический минор - Чайковский "Времена года", "Баркарола"; гармонический мажор - Шуберт "Серенада"; мелодический мажор - Рахманинов, Концерт для ф-п. с оркестром №4, II часть).
Тональность - это высотное положение лада. Для соблюдения "строительных норм" звукоряда требуются знаки альтерации. Они обычно выставляются при ключе и называются ключевыми. Тональности бывают одноименные (Ля мажор и ля минор), параллельные (Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор), однотерцовые - имеют общий терцовый тон (До мажор и до-диез минор), энгармонически равные, употребительные и неупотребительные. (Неупотребительными считаются тональности, имеющие более 7 ключевых знаков).
Существует 3 пары энгармонически равных употребительных тональностей: Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор, До-диез мажор и Ре-бемоль мажор, До-бемоль мажор и Си мажор, так же относятся друг к другу их параллельные миноры. Сумма знаков двух энгармонически равных тональностей равна 12.
Красочные свойства лада и тональности. Колорит лада и тональности играет важную выразительную роль в произведении. Так, сопоставление мажора и минора вызывает аналогию со светом и тенью. (Шуберт, "Серенада", Чайковский романс "Отчего?") . Игра света и тени возникает при сочетании различных, даже неодноименных тональностей (Лист "Радость и горе"). Выбор тональности нередко диктуется ее колористическими особенностями.
В эпоху барокко была распространена семантическая трактовка тональностей, за которыми закреплялись типологические значения. Так, тональность D-dur выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность h-moll считалась «пассионной», связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности c-moll, f-moll, g-moll, b-moll. Для выражения печали, траурности использовался c-moll. С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Es-dur с его тремя бемолями . Одна из чистых, «твердых» тональностей, нередко применяемая Бахом для выражения радостного чувства - G-dur. Тональности A-dur и E-dur - светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера.
Си минор - мрачная, скорбная (Бах "Высокая месса" си минор), до минор - героическая ( Бетховен соната №8, симфония №5), соль минор, ре минор - тональности итальянских слезных арий (lamento), соль минор - элегическая (Шуберт "Мельник и ручей", Перселл ,Ария Дидоны), соль мажор, фа мажор - светлые , пасторальные тональности (Гайдн, оратория "Времена года" хор поселян соль мажор "К нам, к нам, весна", Бетховен "Пасторальная симфония" Фа мажор), ре мажор - ликование (Бах "Gloria", "Sanctus" из мессы си минор, Бетховен, симфония №9, ода "К радости").
См. также Содержание музыкальных произведений
Художественный образ
Звук и его свойства
Лад и тональность
Диатонические и хроматические лады
Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
Мелодия. Типы мелодического движения
Метр и ритм
Метроритмические признаки жанров
Интервалы. Их классификация. Выразительная роль
Аккорды. Их классификация
Аккорды на ступенях мажора и минора
Модуляция
Музыкальный синтаксис. Типы периодов
План курсовой работы по Теории музыки
|