Теория музыки. Модуляция.
Модуляция - это смена тоники. При этом может быть изменено высотное положение тоники (тональная модуляция), может быть изменено ладовое наклонение (ладовая модуляция). Многие минорные фуги И.С. Баха завершаются ладовой модуляцией в одноименный мажор.
При тональной модуляции на другую высоту перемещается вся ладо-функциональная система. Тональные модуляции наиболее распространены в музыке.
Важным признаком модуляции является модуляционный хроматизм. Он выступает при ноте в качестве случайного знака, сопровождается изменением тоники.(Даргомыжский "Шестнадцать лет" - Из До мажора в Соль мажор). Но так бывает не всегда. Бывают случаи, в которых модуляция происходит без участия знака альтерации (Шостакович Прелюдия Ми мажор op. 87 №9 - из Ми мажора в Си мажор), либо поворот в новую тональность наступает раньше, чем появляется характеризующий ее знак.(Лядов "Маленький вальс" - из Соль мажора в си минор)
Модуляционной альтерации могут подвергаться любые ступени лада, отстоящие на большую секунду от соседних. При альтерации этого вида могут изменяться не только неустойчивые, но и устойчивые ступени. Чтобы отличить ладовую альтерацию от модуляционной, нужно посмотреть на разрешение альтерированного аккорда - при ладовой альтерации он разрешается в тонический аккорд исходной тональности, при модуляционной альтерации он разрешается в устойчивый (чаще тонический) аккорд новой тональности.
Модуляции бывают следующих видов: 1) отклонение - это кратковременная смена тональности с последующим возвращением первоначальной тоники, 2) переход - это основательная смена тональности с закреплением новой тоники, когда переход происходит в конце периода, период называется модулирующим.
При переходе важную роль играет модулирующая связка. В нее входят 2 аккорда - общий аккорд (принадлежащий обеим тональностям) и модулирующий аккорд (принадлежащий только новой тональности). Модуляции в тональности первой степени родства осуществляются через посредство общего аккорда или путем отклонения в его тональность.
При переходе в более далекие тональности используют постепенные модуляции (через посредство общих между крайними тональностей) и внезапные модуляции (2 способа: без энгармонизма и с помощью энгармонизма аккордов - доминантсептаккорда, уменьшенного септаккорда, увеличенного трезвучия - то есть частичной замены нотации входящих в него звуков). С помощью энгармонизма доминантсептаккорда - Бетховен Симфония №5, II часть модуляция из Ля-бемоль мажора в До мажор). С помощью энгармонизма увеличенного трезвучия - Глинка "Песнь Маргариты" при переходе от средней части к репризе модуляция из Си-бемоль мажора в си минор.
См. также Содержание музыкальных произведений
Художественный образ
Звук и его свойства
Лад и тональность
Диатонические и хроматические лады
Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
Мелодия. Типы мелодического движения
Метр и ритм
Метроритмические признаки жанров
Интервалы. Их классификация. Выразительная роль
Аккорды. Их классификация
Аккорды на ступенях мажора и минора
Модуляция
Музыкальный синтаксис. Типы периодов
План курсовой работы по Теории музыки
|