Мелодия. Типы мелодического движения. Теория музыки
Мелодия (от греч. melodía — пение, напев, песня, мелодия) - одноголосно выраженная музыкальная мысль. С древнейших времен до наших дней в пении, в мелодии находил отражение душевный мир человека.
Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (древнее искусство отличалось синкретичностью - совмещало в одновременности и пение, и танец, и игру на музыкальных инструментах, и театрализованное зрелище). Подобно речи, мелодия представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом; выразительность мелодии опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений. «Речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев).
Мелодия — «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других: лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как мелодия.
Наиболее специфический компонент мелодии — мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз — с успокоением). Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель мелодии — нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель называет ее «вершина — источник») и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою.
Итак, существуют следующие типы мелодического движения.
По направлению мелодического движения:
1) Нисходящее движение (Рахманинов Симфония №3, II часть, Чайковский "Евгений Онегин" - Ария Ленского "Что день грядущий мне готовит?")
2) Восходящее движение (Чайковский "Баркарола" из "Времен года", Бетховен "Патетическая соната", I часть, гп)
3) Волнообразное движение (Рахманинов Концерт №3, I часть, гп)
По интервальному строению:
1) Плавное движение (Шопен Вальс №9 Ля-бемоль мажор)
2) Скачкообразное движение (Чайковский Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта пп). Такие мелодии называют "мелодиями широкого дыхания".
3) Смешанное движение бывает 2-х видов:
а)скачок с заполнением - с плавным движением в противоположном направлении (Римский-Корсаков "Царская невеста" Ария Марфы из II действия "Как теперь гляжу");
б)движение мелодии по звукам аккорда (Прокофьев балет "Ромео и Джульетта", танец рыцарей, Шопен Мазурки op 68 №2, №3)
Мелодия. Типы мелодического движения. Теория музыки. См. также Содержание музыкальных произведений
Художественный образ
Звук и его свойства
Лад и тональность
Диатонические и хроматические лады
Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
Мелодия. Типы мелодического движения
Метр и ритм
Метроритмические признаки жанров
Интервалы. Их классификация. Выразительная роль
Аккорды. Их классификация
Аккорды на ступенях мажора и минора
Модуляция
Музыкальный синтаксис. Типы периодов
План курсовой работы по Теории музыки
|