Теория музыки. Аккорды. Их классификация.
1)Любые консультации
по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по
современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки
(консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по
скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
Аккорд- это созвучие, состоящее не менее чем из 3-х звуков, воспринимаемых в единстве.
В классической музыке основополагающим является терцовый принцип строения аккордов.
Аккорд характеризуется двумя понятиями - фонизм и функция.
Фонизм определяется строением аккорда. Строение зависит от следующих факторов:
1)Количество звуков (3 звука - трезвучия, 4 - септаккорды, 5 - нонаккорды, 6 - ундецимаккорды, 7 - терцдецимаккорды).
2)Интервальный состав. Существует
4 вида трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное),
8 видов септаккордов (малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой уменьшенный, большой увеличенный (или просто увеличенный),
в классической музыке распространены 2 вида нонаккордов (большой и малый).
Б53= б3+м3 М53=м3+б3 ув53=б3+б3 ум53=м3+м3
м. маж.7 - в основе мажорное трезвучие и малая септима
м. мин.7 - минорное трезвучие и малая септима
м. ум.7 - уменьшенное трезвучие и малая септима
ум. ум.7 - уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима
б. маж.7 - мажорное трезвучие и большая септима
б. мин.7 - минорное трезвучие и большая септима
б. ум.7 - уменьшенное трезвучие и большая септима
б. ув. 7 - увеличенное трезвучие и большая септима
Б9 = м. маж.7+б3; М9 = м. маж.7+м3
Звуки аккорда имеют свои названия: основной тон(прима), терцовый тон, квинтовый тон, септимовый тон и так далее. Если в басу располагается основной тон, то звучит основной вид аккорда, если какой-либо другой звук, получается обращение аккорда. Трезвучие имеет 2 обращения, септаккорд - 3 обращения, нонаккорд обычно употребляется только в основном виде. В целом аккорды по фонизму делятся на консонансы и диссонансы. Консонансы - только мажорное и минорное трезвучия и их обращения. Диссонансы - остальные.
На строение аккордов оказывают воздействие неаккордовые звуки и побочные тоны. Неаккордовые звуки имеют мелодическое происхождение. В них проявляется влияние мелодии на гармонию. Они не входят в состав аккордов. Неаккордовые звуки бывают:
проходящие (образуются между соседними аккордами в поступенном движении),
вспомогательные (образуются между аккордовым звуком и его повторением),
задержание (возникает вместе с аккордом и задерживает появление аккордового звука),
побочные (заменные) тоны первоначально были неаккордовыми , но затем вошли в состав аккорда и воспринимаются в единстве с остальными тонами (доминанта с секстой вместо квинты - излюбленная гармония Шопена, тоника с секундой вместо терции - Прокофьев "Ромео с Джульеттой перед разлукой" из балета, вводный септаккорд с квартой - у Рахманинова).
добавочные тоны - тоника с секстой, тоника с ноной, тоника с секстой и ноной ( так заканчиваются, например, джазовые пьесы). Встречаются добавочные тоны и в музыке Дебюсси "Пагоды", и в музыке Прокофьева "Соната №4, I часть.
Функция - роль аккорда в ладу. Существует 3 основные функции: TSD.
Тоника - функция устойчивая. Субдоминанта и доминанта - неустойчивые функции, но неустойчивость их различна. Доминанта - активная неустойчивость, тяготеет в тонику, стремится к разрешению, подчеркивает устойчивость тоники. Субдоминанта - пассивная неустойчивость, слабо тяготеет в тонику.
Тоника представлена только тоническим трезвучием, субдоминанта и доминанта имеют свои функциональные группы.
Группа субдоминанты: трезвучия II IV VI ступеней
Группа доминанты: трезвучия III V VII ступеней.
Наиболее яркими представителями функциональных групп являются трезвучия IV и V ступеней. Они связаны с тоникой гармоническими и мелодическими тяготениями, а также являются показателями лада. Поэтому T S D называются главными трезвучиями, а остальные - побочными.
Септаккорды бывают главными и побочными. Главными являются септаккорды V, II и VII ступеней, то есть D7, II7 и VII7. Остальные - побочные.
Нонаккорд обычно употребляется V ступени (D9).
Многозвучные аккорды - неопределенных функциональных отношений.
Побочные тоны и неаккордовые звуки также затушевывают функцию аккорда.
Фонизм и функция тесно взаимодействуют. Преобладание фонизма ведет к ослаблению функции и наоборот.
Аккорды с квартовой структурой - Дебюсси "Затонувший собор", Мийо "Романс"
См. также Содержание музыкальных произведений
Художественный образ
Звук и его свойства
Лад и тональность
Диатонические и хроматические лады
Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
Мелодия. Типы мелодического движения
Метр и ритм
Метроритмические признаки жанров
Интервалы. Их классификация. Выразительная роль
Аккорды. Их классификация
Аккорды на ступенях мажора и минора
Модуляция
Музыкальный синтаксис. Типы периодов
План курсовой работы по Теории музыки
|