Теория музыки. Диатонические и хроматические лады. Билеты по теории музыки
Диатоническим называется звукоряд, не имеющий производных ступеней, то есть возможный на белых клавишах темперированного инструмента. Основные диатонические ладовые системы:
1) Натуральные мажор и минор
2) Монодические 5-ти ступенные и 7-ми ступенные лады. Их также называют "церковные лады" или "лады народной музыки". Монодические лады возникли до многоголосия, до осмысления гармонических тяготений. В них присутствуют только мелодические связи. На белых клавишах от до - ионийский лад (мажорного наклонения), от ре - дорийский лад (минорного наклонения с VI высокой ступенью), от ми - фригийский лад (минорного наклонения со II низкой ступенью), от фа - лидийский лад (мажорного наклонения с IV высокой ступенью), от соль - миксолидийский лад (минорного наклонения с VII низкой ступенью), от ля - эолийский лад (минорного наклонения), от си - локрийский лад - с основанием уменьшенного трезвучия (отличается от минора низкими II и V ступенями). Названия основных диатонических натуральных ладов были заимствованы из древнегреческой музыкальной теории, однако эти лады не соответствуют по структуре имеющим те же названия древнегреческим диатоническим ладам. Натуральные лады обладают разнообразной окраской звучания. Например, миксолидийский отличается просветленным минорным колоритом, лидийский — характерной усиленной мажорностью и т.п. В 19—20 вв. различные композиторы (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Э. Григ, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто используют Натуральные лады и опирающуюся на них натуральную гармонию в связи с особыми выразительными задачами и в колористических целях. Понятие Натуральные лады условно. Слово "натуральный" означает "данный природой", "естественный". Однако, если для европейской музыки натурален диатонизм, составляющий ее ладовую основу, в восточных музыкальных культурах столь же природными, т. е. натуральными, являются и лады, включающие недиатонические интервалы, например увеличенную секунду.
3) Переменные диатонические лады
В условиях диатонического звукоряда любой звук может стать тоникой при определенных метроритмических условиях. Это явление называется ладовой переменностью. Чаще всего взаимодействуют тоники параллельных ладов мажора и минора, образуя параллельно-переменный лад (Чайковский "Детский альбом"-"Хор"ми минор-соль мажор), Вебер "Вольный стрелок", "Хор охотников" - оттенок фригийского лада.) Ладовая переменность особенно часто встречается в музыке русских композиторов - истоком ее является русская народная песня. Диатонические 7-ми ступенные лады в музыкеXIX - XX веков обычно используются как средство стилизации, для воспроизведения колорита эпохи. (Римский-Корсаков "Садко" - дорийская субдоминанта, Григ Соната До мажор - миксолидийский оттенок, Шопен Мазурка До мажор op24 №2 - лидийский оттенок).
В мажоре и миноре присутствуют как мелодические, так и гармонические связи. Поэтому они получили название гармонических ладов.
Хроматическим называется лад, специфический признак которого — последование двух (или более) полутонов подряд, с увеличенной примой. Структурный внешний предел — микрохроматика. Конструктивные принципы многообразны, однако выделяются следующие группы хроматических ладов:
1) симметричные лады
2) альтерационные лады
3) лады хроматической системы
4) лады на 12-тоновой основе
См. также Содержание музыкальных произведений
Художественный образ
Звук и его свойства
Лад и тональность
Диатонические и хроматические лады
Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
Мелодия. Типы мелодического движения
Метр и ритм
Метроритмические признаки жанров
Интервалы. Их классификация. Выразительная роль
Аккорды. Их классификация
Аккорды на ступенях мажора и минора
Модуляция
Музыкальный синтаксис. Типы периодов
План курсовой работы по Теории музыки
|