См. также Формы музыкальных произведений Моцарта. Неаполитанская гармония в музыке Моцарта Моцарт Ф.-п. концерт до минор, финал (гармонический анализ) Моцарт Ф.-п. рондо ля минор (гармонический анализ) Моцарт "Дон-Жуан" (гармонический анализ) Моцарт Реквием (гармонический анализ) Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро". Увертюра. Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро".Содержание комедии Бомарше Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро".Содержание оперы Моцарт. Соната Ля мажор №11. Разбор
Для Моцарта характерна большая изысканность мелодии и гармонии, связанная с влиянием городской и оперной музыки, отличающейся сложностью и глубиной эмоционального высказывания. Мелодика и гармония Моцарта часто насыщена хроматизмами, хроматическими вспомогательными и проходящими звуками, задержаниями на сильных долях и другими приемами мелодической фигурации в средних голосах. Нередко встречается полифоническая фактура голосоведения при четких аккордовых функциях баса, иногда - полифоническое ведение всех голосов. Индивидуально характерна певучая мелодическая фигурация.
Певучие ладовые модуляции в минор придают особую лирическую теплоту всем минорным эпизодам.
Модуляции Моцарта по-особому пластичны. Нередко в мелодии не ощущается никакого модуляционного перехода и лишь гармонизация - средние голоса создают пластичную модуляцию. С другой стороны, встречаются хроматические или энгармонические модуляции с использованием альтерированных аккордов. Возникает цепь мелодико-гармонических модуляций, отклонений.
Некоторые элементы гармонии Моцарта подготовили романтическую гармонию. Состав аккордов у Моцарта разнообразен по сравнению с Гайдном и Бетховеном.
Р. Н. Слонимская.
Черты гармонии Моцарта. Гармония в музыке.
|