Соната (камерный вариант симфонии) - концепционный жанр, не знающий ограничений в глубине, серьезности, идейной значительности музыки. Героический пафос и драматические конфликты, медитативная лирика или трагическая концепция бытия - все эти и многие другие грани духовного мира доступны сонате не в меньшей степени, чем симфонии. Об этом красноречиво свидетельствуют такие шедевры, как Appassionata, 31-я или Крейцерова сонаты Бетховена, b-moll-ная или h-moll-ная сонаты Шопена, 4-я соната Скрябина, сонатная триада Прокофьева.
Однако специфика камерного жанра сказывается не только в более скромных масштабах сонаты - в преобладании 3-хчастного цикла и нередком обращении к 2-х частному, но также и в некоторых сущностных эстетических признаках, глубоко влияющих на интонационный строй. В первую очередь это относится к сольной сонате, которая предствляет собой жанр, в гораздо большей степени монологический, всецело подчиненный задаче самовыражения. В нем слышнее "голос автора", сливающегося в единое целое со своим инструментом. Качество звучания, соответствие фактуры природе данного инструмента (ведь sonare значит "звучать") - немаловажный критерий художественной ценности среди произведений этого жанра. Например, совершенство фортепианных сонат Бетховена, Шопена, Скрябина, Прокофьева, авторы которых были крупными виртуозами, во многом зависит от новаторски изобретательной и вместе с тем органичной трактовки фортепиано. В качестве противоположного примера можно напомнить о сонатах Чайковского и Глазунова.
Среди широких связей с теми простыми жанрами, которые преломляются и в симфонии, подчеркнем легче вводимые в сонатный цикл песню без слов или романс и ноктюрн. Еще более специфична для сонаты связь с сольно-импровизационными жанрами, особенно с фантазией (начиная с Моцарта), а также с токкатой (Прокофьев), иногда этюдом (2 часть h-moll-ной сонаты Шопена) или perpetuum mobile, впервые возникшим в качестве финала сонаты Вебера.
План выражения, с которым взаимосвязаны эти жанровые истоки, обуславливает характерную для сонаты приверженность основным художественным возможностям чистой музыки, и, наоборот, избегание ею периферийных возможностей - красочности, конкретно-ассоциативной образности. Разумеется, соната не изолирована полностью от этой сферы (вспомним хотя бы ту же b-moll-ную сонату Шопена), но возможности симфонии в этом смысле значительно шире, т.к. симфонический оркестр боладает гораздо более мощной и разнообразной пластико-колористической палитрой. Соната же сравнительно редко приближается к границе программного рода, она, как правило, сосредоточена на выражении внутреннего духовного мира, который способна раскрыть с неподражаемой психологической глубиной и тонкостью. Напомним, что именно в этом жанре возникла и впоследствии ярко проявилась интровертная концепция сонатно0симфонического цикла.
О.В.Соколов
|