1. РЕФРЕН «Прогулка» звучит пять раз. Каждое из ее проведений непосредственно слито с последующей пьесой и может быть понято как вступление, близкое ей в тональном отношении. Оно звучит либо в доминантовой, либо в параллельной по отношению к последующей пьесе тональности, либо, наконец, в той же тональности*. Кроме того, «С мертвыми на мертвом языке» и «Богатырские ворота» также сочетают в себе функции пьесы и рефрена. Первая из них, в отличие от других пьес, не пронумерована Мусоргским; это свободная вариация «Прогулки». Вместе с тем она образно конкретна, имеет свое название, что в какой-то степени оставляет за ней значение самостоятельной пьесы-картины. Наконец, как известно, в последней пьесе («Богатырские ворота») в фигурациях правой руки ясно звучат мелодические обороты рефрена — «Прогулки». Кроме того, финал сюиты в жанровом отношении также близок к рефрену и является своего рода его жанровой динамизированной «замещающей» репризой**. Таким образом, «Картинки с выставки» заключают в себе пять «полноправных» и два условных проведения рефрена. Из пяти проведений «Прогулки» (рефрена в «чистом» виде) крайние почти одинаковы. Сравним их подзаголовки: Allegro giusto, nel modo russico; senza allegrezza, ma poco sostenuto — в первом случае и Allegro giusto, nel modo russico, poco sostenuto — во втором случае. Оба они почти одинаковы и по масштабу и по форме, звучат forte в общей тональности B-dur. Характер музыки их сходен. Его можно определить как эпический, национально-русский. Второе и четвертое проведения рефрена объединяет сходство их характеристик: Moderato comodo assai e con delicatezza — во втором проведении и tranquillo — в четвертом. Второе проведение — Moderatо comodo — как бы отзвук первого (общая звучность piano), эпический характер которого воплощен здесь с некоторой долей лиричности (con delicatezza).
* 1-е проведение рефрена — B-dur, «Гном» —es-moll
2-е проведение рефрена — Еs-dur-миксолидийский, «Старый замок» — gis-moll
3-е проведение рефрена — H-dur, «Тюльери» — H-dur
4-е проведение рефрена — d-moll, «Балет птенцов» — F-dur
5-е проведение рефрена — B-dur, «Лимож» — Es-dur
** О замещающей репризе пишет Н. Виеру: «Весьма оригинальна третья разновидность вагнеровских реприз — так называемая «замещающая часть» (понятие замещающей части введено А. Лоренцом в его труде «Тайны формы у Вагнера»), которая воспроизводит лишь эмоционально-образный характер первой части, не следуя ее музыкально-тематическому содержанию». Четвертое проведение (tranquillo), более короткое, чем второе, менее цельно — в нем при смене регистров несколько меняется и характер музыки воплощаемого образа: от прозрачной хрустальности первых тактов до глубины и массивности последних (при общем минорном колорите, печальной задумчивости в целом предвосхищает музыку «С мертвыми на мертвом языке»). Лирическое наклонение воплощено здесь с наибольшей силой (среди проведений «Прогулки»). Третье проведение — Allegro giusto, nel modo russico (самое короткое) — ближе к крайним по своему характеру. В результате создается рондообразное чередование различных по характеру музыки проведений «Прогулки» — второе и четвертое своим лирическим оттенком контрастируют звучности первого, третьего и пятого проведений. Форма же и масштабы рефрена в своем исследовании образуют симметрию — их убывание сменяется дальнейшим возрастанием: 1-е проведение — трехчастная форма (8+13+3=24) 2-е проведение — период с дополнением-связкой (8+4=12) 3-е проведение — период (8) 4-е проведение — период с дополнением-связкой (8+2=10) 5-е проведение — трехчастная форма (8+14+3=25) Другая закономерность проявляется в чередовании рефрена и пьес-картин. Между первым и вторым, вторым и третьим проведениями звучит по одной пьесе, между третьим и четвертым, четвертым и пятым проведениями — по две. Далее рефрен в своем чистом виде более не появляется. Но через две пьесы после пятого проведения звучит исполняющая его функцию пьеса «С мертвыми на мертвом языке». Таким образом, здесь действует закономерность — от более частого к более редкому появлению рефрена, от рефрена в его чистом виде к рефрену, принявшему вид самостоятельной пьесы. Обе тенденции взаимно уравновешивают друг друга — все более редкое появление рефрена компенсируется возрастанием его величины или значительным изменением характера. Объединение признаков сюиты и рондо в «Картинках с выставки» нельзя считать случайным: развитие рондо в XIX веке имеет тенденцию к сюитообразной его трактовке. С другой стороны, для циклических форм в XIX веке характерно стремление к преодолению разобщенности отдельных частей, тяготение к их объединению, к возникновению контрастно-составной формы*. Цикл «Картинки с выставки» отвечает обеим тенденциям: объединению отдельных частей цикла на основе нециклической формы (в данном случае рондо), а во-вторых, переходу рондо в сюиту. Если мысленно отбросить рефрен, то «Картинки с выставки» превратятся в сюиту шумановских миниатюр — вроде «Бабочек». * Понятие и термин В. Протопопова — см. статью «Контрастно-составные музыкальные формы» (Протопопов В. В. Избр. исследования и статьи.—М., 1983. С. 168—175). Если же усилить роль рефрена, слить все пьесы структурно и сблизить тонально, то образуется рондо шумановского типа (например — первая часть «Венского карнавала»).
В.П. Бобровский.
|