Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, рефрен E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03
1. РЕФРЕН
«Прогулка» звучит пять раз. Каждое из ее проведений непосредственно слито с последующей пьесой и может быть понято как вступление, близкое ей в тональном отношении. Оно звучит либо в доминантовой, либо в параллельной по отношению к последующей пьесе тональности, либо, наконец, в той же тональности*. Кроме того, «С мертвыми на мертвом языке» и «Богатырские ворота» также сочетают в себе функции пьесы и рефрена. Первая из них, в отличие от других пьес, не пронумерована Мусоргским; это свободная вариация «Прогулки». Вместе с тем она образно конкретна, имеет свое название, что в какой-то степени оставляет за ней значение самостоятельной пьесы-картины.
Наконец, как известно, в последней пьесе («Богатырские ворота») в фигурациях правой руки ясно звучат мелодические обороты рефрена — «Прогулки». Кроме того, финал сюиты в жанровом отношении также близок к рефрену и является своего рода его жанровой динамизированной «замещающей» репризой**.
Таким образом, «Картинки с выставки» заключают в себе пять «полноправных» и два условных проведения рефрена.
Из пяти проведений «Прогулки» (рефрена в «чистом» виде) крайние почти одинаковы. Сравним их подзаголовки: Allegro giusto, nel modo russico; senza allegrezza, ma poco sostenuto — в первом случае и Allegro giusto, nel modo russico, poco sostenuto — во втором случае. Оба они почти одинаковы и по масштабу и по форме, звучат forte в общей тональности B-dur. Характер музыки их сходен. Его можно определить как эпический, национально-русский.
Второе и четвертое проведения рефрена объединяет сходство их характеристик: Moderato comodo assai e con delicatezza — во втором проведении и tranquillo — в четвертом.
Второе проведение — Moderatо comodo — как бы отзвук первого (общая звучность piano), эпический характер которого воплощен здесь с некоторой долей лиричности (con delicatezza).

1-е проведение рефрена — B-dur, «Гном» —es-moll

2-е   проведение   рефрена — Еs-dur-миксолидийский,   «Старый      замок»   —   gis-moll

3-е проведение рефрена — H-dur,     «Тюльери» — H-dur

4-е проведение рефрена — d-moll,     «Балет птенцов» — F-dur

5-е проведение рефрена — B-dur,     «Лимож» — Es-dur

** О замещающей репризе пишет Н. Виеру: «Весьма оригинальна третья разновидность вагнеровских реприз — так называемая «замещающая часть» (понятие замещающей части введено А. Лоренцом в его труде «Тайны формы у Вагнера»), которая воспроизводит лишь эмоционально-образный характер первой части, не следуя ее музыкально-тематическому содержанию».
Четвертое проведение (tranquillo), более короткое, чем второе, менее цельно — в нем при смене регистров несколько меняется и характер музыки воплощаемого образа: от прозрачной хрустальности первых тактов до глубины и массивности последних (при общем минорном колорите, печальной задумчивости в целом предвосхищает музыку «С мертвыми на мертвом языке»). Лирическое наклонение воплощено здесь с наибольшей силой (среди проведений «Прогулки»).
Третье проведение — Allegro giusto, nel modo russico (самое короткое) — ближе к крайним по своему характеру.
В результате создается рондообразное чередование различных по характеру музыки проведений «Прогулки» — второе и четвертое своим лирическим оттенком контрастируют звучности первого, третьего и пятого проведений.
Форма же и масштабы рефрена в своем исследовании образуют симметрию — их убывание сменяется дальнейшим возрастанием:
1-е проведение — трехчастная форма (8+13+3=24)
2-е проведение — период с дополнением-связкой (8+4=12)
3-е проведение — период (8)
4-е проведение — период с дополнением-связкой   (8+2=10)
5-е проведение — трехчастная форма (8+14+3=25)
Другая   закономерность   проявляется   в   чередовании   рефрена и пьес-картин. Между первым и вторым, вторым и третьим проведениями звучит по одной пьесе, между третьим и четвертым, четвертым и пятым проведениями — по две. Далее рефрен в своем чистом виде более не появляется. Но через две пьесы после пятого проведения звучит исполняющая его функцию пьеса «С мертвыми на мертвом языке». Таким образом, здесь действует закономерность — от более частого к более редкому появлению рефрена, от рефрена в его чистом виде  к рефрену,  принявшему вид самостоятельной пьесы.   
Обе тенденции взаимно уравновешивают друг друга — все более редкое появление рефрена компенсируется возрастанием его величины или значительным изменением характера.
Объединение признаков сюиты и рондо в «Картинках с выставки» нельзя считать случайным: развитие рондо в XIX веке имеет тенденцию к сюитообразной его трактовке.
С другой стороны, для циклических форм в XIX веке характерно стремление к преодолению разобщенности отдельных частей, тяготение к их объединению, к возникновению контрастно-составной формы*.
Цикл «Картинки с выставки» отвечает обеим тенденциям: объединению отдельных частей цикла на основе нециклической формы (в данном случае рондо), а во-вторых, переходу рондо в сюиту.
Если мысленно отбросить рефрен, то «Картинки с выставки» превратятся в сюиту шумановских миниатюр — вроде «Бабочек».
* Понятие и термин В. Протопопова — см. статью «Контрастно-составные музыкальные формы» (Протопопов В. В. Избр. исследования и статьи.—М., 1983. С. 168—175).

Если же усилить роль рефрена, слить все пьесы структурно и сблизить тонально, то образуется рондо шумановского типа (например — первая часть «Венского карнавала»).

В.П. Бобровский.

Обновлено 31.05.2010 18:37
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 454 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru