2. «ПЬЕСЫ-КАРТИНЫ» Единство, придаваемое «Картинкам с выставки» развитием рефрена, далеко не исчерпывает средств объединения, примененных в этом произведении. «Прогулка» — рефрен совсем особого рода. Это не обычная главная мысль в рондо, а скорее род фона, на котором разворачиваются пьесы-картины, своего рода воплощение авторского «угла зрения» при восприятии всех картин. Поэтому рефрен связан с воплощением субъекта переживаний (напомним стасовское его толкование), пьесы-картины — с объектами переживаний. Рефрен, таким образом, играет в данном случае, с одной стороны, роль большую, чем конструктивное скрепление всей сюиты, а с другой стороны — меньшую, чем в обычном рондо. Представим на некоторое время, что в сюите вообще рефрен отсутствует и она состоит из ряда пьес. Однако и в этом случае можно найти факторы, способствующие объединению их в одно целое. Все пьесы-картины сюиты ясно делятся на две группы — быстрые и медленные. Первые из них (быстрые) охватывают все нечетные номера: № 1 — «Гном», № 3 — «Тюльерийский сад», № 5 — «Балет невылупившихся птенцов», № 7 — «Лимож. Рынок», № 9 — «Баба-Яга». Все пьесы этой группы (кроме «Гнома») отличают яркая характеристичность образов, общие черты, свойственные жанру скерцо, и (за исключением «Гнома») преобладание мажорного лада. В самом же расположении пьес обнаруживается симметрия. Крайние и центральный номера (1-й, 5-й, 9-й) содержат в себе значительные контрастные формы с очень четкими и определенными гранями разделов. При этом центральная пьеса — «Балет невылупившихся птенцов» — написана в самой четкой форме с классическим трио. По характеру своему это чистая шутка — воплощение жанра скерцо в его первоначальном понимании и единственная пьеса в сюите, отмеченная композитором: scherzino. Крайние же пьесы сближает сказочность, фантастичность воплощенных в них персонажей и связанная с этим угловатость мелодических очертаний, острота ритмики; 3-й и 7-й номера не заключают в себе существенных внутренних контрастов. Сюжеты их сходны. Это своеобразные зарисовки французских бытовых сцен. Вторая группа — пьесы, написанные в медленном темпе и в минорном ладу: № 2 — «Старый замок», № 4 — «Быдло», № 6 — «Два еврея», № 8 — «Катакомбы», № 8а — «С мертвыми на мертвом языке» (вариант рефрена*). Для второй группы характерно развитие от чистой лирики («Старый замок») через характерно-драматические пьесы («Быдло» и «Два еврея») к драматизму («Катакомбы»). Примыкающий к последней пьесе вариант рефрена «С мертвыми на мертвом языке» возвращает нас к лирике, хотя и совершенно иного характера, чем в «Старом замке». В результате также образуется симметрия. Крайние пьесы — тихие, как бы далекие от действительности. С одной стороны, это картина прошлого («Старый замок»), с другой — «музыкальный некролог» об ушедшем друге («С мертвыми на мертвом языке»). Три средние пьесы — громкие, рисующие картины драматического содержания: «Быдло», польская телега, запряженная волами,— символ крестьянской бедности, «Два еврея» — воплощение социального контраста между богатством и нищетой, «Катакомбы» — трагический образ прошлого. Эти пьесы-картины кратки, но значительны по идее. Из пяти медленных пьес только одна — и именно центральная по положению» (№ 6, «Два еврея») — основана на тематическом контрасте, остальные четыре однотемны. Напомним, что в быстрых пьесах из пяти только две были однотемны. Последовательно проводимый контраст нечетных и четных номеров — обычное периодическое противопоставление быстрых и медленных произведений. Но их соотношение представляет особый интерес. Наконец, общий распорядок пьес по типу содержания создает многочастную симметрию: * № 10 — «Богатырские ворота» — рассматривается в данной работе как завершающий синтетический финал сюиты. Быстрые пьесы типа скерцо (до «Бабы-Яги» включительно) преобладают, и на их фоне проходят медленные пьесы. Поэтому первые — своего рода жанровый рефрен:
№1
Гном
|
№2
Старый замок
|
№3
Тюльери
|
№4
Быдло
|
№5
Птенцы
|
№6
Два еврея
|
№7
Лимож
|
№8
Катакомбы
|
№8а
С мертвыми
|
№9
Баба-Яга
|
быстрая |
медленн. |
быстрая |
медл |
быстрая |
медл |
быстрая |
медл |
медл |
быстрая |
а |
b |
a1 |
b1 |
a2 |
b2 |
a3 |
b3 |
b4 |
a4 |
Наконец, общий распорядок пьес по типу содержания создает многочастную симметрию:
Сказочные образы - гном, баба-яга, образы прошлого - в старом замке, катакомбы, жанровая сцена из французской жизни - в тюльерийском саду, лимож, социальная картина из польской жизни - быдло, два еврея, шутка - балет невылупившихся птенцов, богатырские ворота стоят отдельно
В.П. Бобровский.
|