4. СКВОЗНОЕ РАЗВИТИЕ. ЕДИНСТВО В ПОСЛЕДОВАНИИ РЕФРЕНА ПЬEC-КАРТИН Композиционная стройность проведений рефрена и пьес-картин — лишь один из факторов, обеспечивающих единство цикла. Большую роль играет также и непрерывная линия сквозного развития, охватывающая все пьесы цикла в их последовательном сопоставлении, — она объединяет рассмотренные нами порознь два ряда в одно целое. Прежде всего надо обратить внимание на обозначение attacca, стоящее между отдельными пьесами. По мере развития учащается слияние соседних пьес: если в начале attacca объединяла только рефрен с последующей пьесой, то с четвертого проведения рефрена в одну группу сливается несколько пьес. Самая большая группа пьес по количеству — от пятого проведения рефрена до пьесы «С мертвыми» включительно, а по величине — последняя группа, объединяющая «Бабу-Ягу» и «Богатырские ворота»*. Пьесы «Катакомбы» и «С мертвыми» образуют единую двухчастную форму, а резко контрастные пьесы «С мертвыми», «Баба-Яга» соединяются посредством звуков fis и g. Это способствует слиянию соседних групп. В результате обе группы от 5-го проведения рефрена и до конца объединены в одно целое. Во всем этом проявляется важнейшая тенденция в развитии крупных инструментальных произведений — от расчлененности к слитности**. Венец развития — финал — совершенно новый тип пьесы-картины (эпический по содержанию) и самый крупный номер цикла, его «центр тяжести». Поэтому завершение происходит как на основе принципа «перемены в n-ный раз»,так и * Возрастание протяженности пьес к концу — тоже фактор, заслуживающий внимания. Выше было уже сказано о том, что взятые вне рефрена пьесы-картины образовали бы цикл, по композиции сходный с «Бабочками» Шумана. Но именно в «Бабочках» последние пьесы крупнее всех по величине. ** Об особой роли этого фактора в «Картинках с выставки» сказано ниже.
на основе принципа суммирования. В разбираемом цикле большую организующую роль играет его тональный план. Принимая во внимание подчиненность тональности рефрена тональности пьес-картин, для изучения логики тонального плана следует опираться в первую очередь на десять пьес-картин. Тональный план их рондообразен (основная тональность — Es): es gis H gis F b Es h С Es
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 При этом №№ 2—4 дают отклонения от Es в сторону простых субдоминантовых ступеней — IV (gis), VI (Н), IV (gis); № 5 и 6, стоящие в центре композиции, — в сторону доминантовых ступеней: DD=II маж. — F и мин. D—b; № 7 — тональный рефрен. После него в № 8 и 9 появляются отклонения в область глубокой субдоминанты (h и С). Логика тонального плана заключается не только в его рондообразности, но также и в том, что тональное развитие направлено от простых тональных соотношений к более сложным. Тональности рефрена не контрастируют с тональностями пьес-картин, звучащих после проведений рефрена, однако в некоторых случаях имеются контрасты с тональностью предшествующей пьесы-картины. Особо следует отметить тритоновое соотношение тональностей пьесы «Быдло» (gis-moll и четвертого проведения реф¬рена (d-moll). Если поставить «в ряд» тональности как пьес-картин, так и рефрена, то обнаружится, что при переходе от пьесы «Быд¬ло» к четвертому проведению рефрена образуется тональный скачок с последующим плавным его заполнением*: В — es — Es — gis — H — H — gis — d (скачок) —F — b — B — Es (его заполнение) — h — С — Es Итак, логика сквозного развития цикла «Картинки с выставки» укрупняет разделы формы, создает новые принципы объединения.
*Скачок возникает при сопоставлении предельно далеких тональностей gis-moll и d-moll. «Заполнение скачка» происходит в дальнейшем тональном развитии, ведущем по цепи близких тональностей к доминанте gis-moll — Es-dur. В.П. Бобровский.
|