Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, ладово-интонационное строение быстрых пьес (скерцо), "Избушка на курьих ножках"("Баба-Яга")Выводы о быстрых пьесах E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

д) «Избушка на курьих ножках»    («Баба-Яга»)
Ладовая природа пьесы очень сложна. Хроматические усложнения мажора доводятся здесь до предельной степени.
Раздел «поиски тематического ядра»* (восходящие квартовые ходы) одновременно можно назвать и поисками основной тональности.
После обретения и основной тональности, и тематического ядра в развитии последнего возникают обороты Es-dur. Соотношение C-dur — Es-dur — двух крайних точек в стадии поисков, двух мажорных тональностей на расстоянии малой терции — создает основу для более радикального нарушения диатоники мажорного лада.
В среднем разделе формы (трио) господствует хроматически усложненный минор — начальный оборот звучит в e-moll с повышен¬ной IV ступенью:
* Форму «Бабы-Яги» можно именовать «трехфазной», так как ее трудно понять как обычную — простую трехчастную. Ее первый раздел — однофазная форма с тем отличием, что основное тематическое зерно в ней дано не сначала, а в результате предшествующего «бестематического развития». Схема раздела такова: «поиски тематического зерна» — 32 такта, тематическое зерно — 8 тактов, развитие — 16+18 тактов и заключение — переход ко второй фазе — 20 тактов.

Ладовая природа «Бабы-Яги» в целом резко отличается от ладовой природы предыдущих скерцозных пьес — ни в одной из них не имеется столько неустойчивости, столь сильного нарушения диатоники, столь значительной ладовой неопределенности. Это, с одной стороны, подготовлено теми элементами хроматизма, которые наблюдались ранее, а с другой стороны, является своего рода «подведением итогов» процесса постепенного ладового усложнения, приведшего в последней быстрой пьесе к наиболее ощутимому результату, к своеобразному «качественному скачку».
Перейдем к выводам о сквозном ладово-интонационном развитии в пределах быстрых пьес (жанра скерцо). Общая ладово-интонационная «атмосфера» в своем развитии образует некоторое подобие концентрической структуры, соответственно концентричности в расположении пьес по типу содержания.
Крайние пьесы — «Гном» и «Баба-Яга» — образуют «арку»: в обоих случаях мы имеем дело с широкими скачками, с резкими сменами тематических образований. Драматизм «Гнома» находит отражение в скрытом драматизме трио «Бабы-Яги». Внешнее выражение этого — IV повышенная ступень в миноре и «нисходящий хроматизм». Третья и седьмая пьесы — «Тюльерийский сад» и «Лимож» — также объединены «арочными» связями: налет мягкого
юмора присущ обеим пьесам и отражен в шаловливых пробегах шестнадцатыми, быстрых репетициях в гаммообразных фигурах. Находящаяся в центре пьеса «Балет невылупившихся птенцов» образует с «Лиможем» более явные интонационные связи (мелодический ход V—IV повышенная — V ступени в мажоре в высоком регистре при оживленном темпе сближает эти две пьесы, «собственно скерцо»).
Итак, к связям, образующим концентрическую структуру (соответственно концентричности в расположении всех пьес), добавлена связь между пятой и седьмой пьесами.
В заключение необходимо отметить явную контрастность интонационного склада рассмотренных пьес (хроматизм, широкие скачки, мелкие ритмические фигуры) трихордному, ритмически спокойному интонационному строю рефрена.


В.П. Бобровский.

Обновлено 01.06.2010 11:39
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 287 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru