д) «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») Ладовая природа пьесы очень сложна. Хроматические усложнения мажора доводятся здесь до предельной степени. Раздел «поиски тематического ядра»* (восходящие квартовые ходы) одновременно можно назвать и поисками основной тональности. После обретения и основной тональности, и тематического ядра в развитии последнего возникают обороты Es-dur. Соотношение C-dur — Es-dur — двух крайних точек в стадии поисков, двух мажорных тональностей на расстоянии малой терции — создает основу для более радикального нарушения диатоники мажорного лада. В среднем разделе формы (трио) господствует хроматически усложненный минор — начальный оборот звучит в e-moll с повышен¬ной IV ступенью: * Форму «Бабы-Яги» можно именовать «трехфазной», так как ее трудно понять как обычную — простую трехчастную. Ее первый раздел — однофазная форма с тем отличием, что основное тематическое зерно в ней дано не сначала, а в результате предшествующего «бестематического развития». Схема раздела такова: «поиски тематического зерна» — 32 такта, тематическое зерно — 8 тактов, развитие — 16+18 тактов и заключение — переход ко второй фазе — 20 тактов.
Ладовая природа «Бабы-Яги» в целом резко отличается от ладовой природы предыдущих скерцозных пьес — ни в одной из них не имеется столько неустойчивости, столь сильного нарушения диатоники, столь значительной ладовой неопределенности. Это, с одной стороны, подготовлено теми элементами хроматизма, которые наблюдались ранее, а с другой стороны, является своего рода «подведением итогов» процесса постепенного ладового усложнения, приведшего в последней быстрой пьесе к наиболее ощутимому результату, к своеобразному «качественному скачку». Перейдем к выводам о сквозном ладово-интонационном развитии в пределах быстрых пьес (жанра скерцо). Общая ладово-интонационная «атмосфера» в своем развитии образует некоторое подобие концентрической структуры, соответственно концентричности в расположении пьес по типу содержания. Крайние пьесы — «Гном» и «Баба-Яга» — образуют «арку»: в обоих случаях мы имеем дело с широкими скачками, с резкими сменами тематических образований. Драматизм «Гнома» находит отражение в скрытом драматизме трио «Бабы-Яги». Внешнее выражение этого — IV повышенная ступень в миноре и «нисходящий хроматизм». Третья и седьмая пьесы — «Тюльерийский сад» и «Лимож» — также объединены «арочными» связями: налет мягкого юмора присущ обеим пьесам и отражен в шаловливых пробегах шестнадцатыми, быстрых репетициях в гаммообразных фигурах. Находящаяся в центре пьеса «Балет невылупившихся птенцов» образует с «Лиможем» более явные интонационные связи (мелодический ход V—IV повышенная — V ступени в мажоре в высоком регистре при оживленном темпе сближает эти две пьесы, «собственно скерцо»). Итак, к связям, образующим концентрическую структуру (соответственно концентричности в расположении всех пьес), добавлена связь между пятой и седьмой пьесами. В заключение необходимо отметить явную контрастность интонационного склада рассмотренных пьес (хроматизм, широкие скачки, мелкие ритмические фигуры) трихордному, ритмически спокойному интонационному строю рефрена.
В.П. Бобровский.
|