См. также
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV
65. ДоминантсептаккордСептаккордом называется аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккорд - септаккорд от пятой ступени лада. Обозначается - D7. Доминантсептаккорд в ДО мажоре:
Доминантсептаккорд в ЛЯ миноре гармоническом:
Интервальный состав доминантсептаккорда:
- б.3 - м.3 - м.3; между крайними звуками - м.7;
- или мажорное трезвучие и м.3.
Разрешение доминантсептаккорда:
- в домажоре D7 СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА разрешается в неполное тоническое трезвучие без квинты с утроенной тоникой) ДО-ДО-ДО-МИ.
66. Тональность МИ мажорМИ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук МИ (лад с четырьмя диезами в ключе). Звуки, из которых состоит МИ мажор:
- МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ - СИ - ДО-диез - РЕ-диез - МИ.
Ключевые знаки в тональности МИ мажор:
- ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейкой, СОЛЬ-диез выше пятой линейки, РЕ-диез на четвертой линейке.
Гамма МИ мажор и ее ступени:
- МИ(I), ФА-диез(II), СОЛЬ-диез(III), ЛЯ(IV), СИ(V), ДО-диез(VI), РЕ-диез(VII), МИ(I).
Тоническое трезвучие в МИ мажоре:
- МИ(I) - СОЛЬ-диез(III) - СИ(V).
Неустойчивые звуки с разрешениями в МИ мажоре:
- РЕ-диез(VII) в МИ(I), ФА-диез(II) в МИ(I), ФА-диез(II) в СОЛЬ-диез(III), ЛЯ(IV) в СОЛЬ-диез(III), ЛЯ(IV) в СИ(V), ДО-диез(VI) в СИ(V).
67. Тональность ДО-диез минорДО-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ДО-диез (лад, параллельный МИ мажору, с четырьмя диезами в ключе). Звуки, из которых состоит ДО-диез минор натуральный:
- ДО-диез - РЕ-диез - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ - СИ - ДО-диез.
Гамма ДО-диез минор гармоническая:
- ДО-диез - РЕ-диез - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ - СИ-диез - ДО-диез.
Гамма ДО-диез минор мелодическая:
- ДО-диез - РЕ-диез - МИ - ФА-диез - СОЛЬ-диез - ЛЯ-диез - СИ-диез - ДО-диез.
Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом ДО-диез миноре:
- СИ-диез(VII) в ДО-диез(I) ,РЕ-диез(II) в ДО-диез(I), РЕ-диез(II) в МИ(III), ФА-диез(IV) в МИ(III), ФА-диез(IV) в СОЛЬ-диез(V), ЛЯ(VI) в СОЛЬ-диез(V).
68. Тональность ЛЯ-бемоль мажорЛЯ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ-бемоль (лад с четырьмя бемолями в ключе). Звуки, из которых состоит ЛЯ-бемоль мажор:
- ЛЯ-бемоль - СИ-бемоль - ДО - РЕ-бемоль - МИ-бемоль - ФА - СОЛЬ - ЛЯ-бемоль.
Ключевые знаки в тональности ЛЯ-бемоль мажор:
- СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками, ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками, РЕ-бемоль на четвертой линейке.
Гамма ЛЯ-бемоль мажор и ее ступени:
- ЛЯ-бемоль(I), СИ-бемоль(II), ДО(III), РЕ-бемоль(IV), МИ-бемоль(V), ФА(VI), СОЛЬ(VII), ЛЯ-бемоль(I).
Тоническое трезвучие в ЛЯ-бемоль мажоре:
- ЛЯ-бемоль(I) - ДО(III) - МИ-бемоль(V).
Неустойчивые звуки с разрешениями в ЛЯ-бемоль мажоре:
- СОЛЬ(VII) в ЛЯ-бемоль(I), СИ-бемоль (II) в ЛЯ-бемоль(I), СИ-бемоль(II) в ДО(III), РЕ-бемоль(IV) в ДО(III), РЕ-бемоль(IV) в МИ-бемоль(V), ФА(VI) в МИ-бемоль(V).
69. Тональность ФА минорФА минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад, параллельный ЛЯ-бемоль мажору, с четырьмя бемолями в ключе). Звуки, из которых состоит ФА минор натуральный:
- ФА - СОЛЬ - ЛЯ-бемоль - СИ-бемоль - ДО - РЕ-бемоль - МИ-бемоль - ФА.
Гамма ФА минор гармоническая:
- ФА - СОЛЬ - ЛЯ-бемоль - СИ-бемоль - ДО - РЕ-бемоль - МИ-бекар - ФА.
Гамма ФА минор мелодическая:
- ФА - СОЛЬ - ЛЯ-бемоль - СИ-бемоль - ДО - РЕ-бекар - МИ-бекар - ФА.
Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом ФА миноре:
- МИ-бекар(VII) в ФА(I), СОЛЬ(II) в ФА(I), СОЛЬ(II) в ЛЯ-бемоль(III), СИ-бемоль(IV) в ЛЯ-бемоль(III), СИ-бемоль(IV) в ДО(V), РЕ-бемоль(VI) в ДО(V).
70. Размер 6/8Размер 6/8 - шестидольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. Состоит из двух простых такта по 3/8. Ритмические группы в такте на 6/8:
- 3 восьмые и 3 восьмые;
- четверть с точкой и четверть с точкой;
- половинная с точкой;
- четверть восьмая и четверть восьмая.
Схема дирижирования на 6/8:
- Вниз-вниз-к себе- в сторону-в сторону-вверх.
71. ТриолиТриоль получается от деления длительности на три равные части, вместо обычного деления на две:
- четверть делится на три восьмые,
- восьмая - на три шестнадцатые,
- половинная - на три четверти.
|