См. также
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII
Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI
78. Гармонический мажорГармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.
Гамма ДО мажор гармоническая:
- ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-ДО.
Субдоминантовое трезвучие в гармоническом ДО мажоре:
79. Таблица интервалов в пределах октавыТаблица интервалов Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками - вид интервала.
80. Переменный ладПеременный лад - лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот. Пример - первая фраза песни в ФА мажоре, а вторая в параллельном ему РЕ миноре.
81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладуУстойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.
Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия. Устойчивые интервалы в ДО мажоре (звуки тонического трезвучия):
- ДО-МИ, ДО-СОЛЬ, ДО-ДО, МИ-СОЛЬ, МИ-ДО, МИ-МИ, СОЛЬ-ДО, СОЛЬ-МИ, СОЛЬ-СОЛЬ.
Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый:
- ДО-РЕ, ДО-ФА, ДО-ЛЯ, ДО-СИ, МИ-ЛЯ, МИ-СИ, МИ-РЕ, СОЛЬ-СИ, СОЛЬ-РЕ, СОЛЬ-ФА, РЕ-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ, ФА-СОЛЬ.
Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые:
- СИ-РЕ, СИ-ФА, СИ-ЛЯ, РЕ-ФА, ФА-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-СИ, ФА-РЕ, ЛЯ-СИ, ЛЯ-РЕ, ЛЯ-ФА.
82. Ладовое разрешение интерваловЛадовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада. Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук. Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются. Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:
- РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.
Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :
- СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.
Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:
- ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.
При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например: - РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.
83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращенийСубдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх. Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:
- ФА-ЛЯ-ДО в МИ-СОЛЬ-ДО;
- ЛЯ-ДО-ФА в СОЛЬ-ДО-МИ;
- ДО-ФА-ЛЯ в ДО-МИ-СОЛЬ.
Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:
- СОЛЬ-СИ-РЕ в СОЛЬ-ДО-МИ;
- СИ-РЕ-СОЛЬ в ДО-МИ-СОЛЬ;
- РЕ-СОЛЬ-СИ в МИ-СОЛЬ-ДО.
84. Вводные септаккордыВводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:
- Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
- Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.
Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре. Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре:
Интервальный состав малого вводного септаккорда:
- м.З - м.З - б.З крайние звуки образуют м.7.
Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре:
Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:
- м.З - м.З - м.З крайние звуки образуют ум.7.
Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.
Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре СИ-РЕ-ФА-ЛЯ разрешается в ДО-МИ-МИ-СОЛЬ.
Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА разрешается в ЛЯ-ДО-ДО-МИ.
85. Таблицы мажорных и минорных тональностейТональностью называется определенная высота лада. Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:
- ДО мажор - ЛЯ минор;
- СОЛЬ мажор - МИ минор;
- РЕ мажор - СИ минор;
- ЛЯ мажор - ФА-диез минор;
- МИ мажор - ДО-диез минор;
- СИ мажор- СОЛЬ-диез минор;
- ФА-диез мажор - РЕ-диез минор;
- ДО-диез мажор - ЛЯ-диез минор.
Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:
- ФА мажор - РЕ минор;
- СИ-бемоль мажор - СОЛЬ минор;
- МИ-бемоль мажор - ДО минор;
- ЛЯ-бемоль мажор - ФА минор;
- РЕ-бемоль мажор - СИ-бемоль минор;
- СОЛЬ-бемоль мажор - МИ-бемоль минор;
- ДО-бемоль мажор - ЛЯ-бемоль минор.
86. ТетрахордыТетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты. Тетрахорды в гамме ДО мажор:
- ДО-РЕ-МИ-ФА - нижний, или первый тетрахорд;
- СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО - верхний, или второй тетрахорд.
87. Энгармонически равные тональностиЭнгармонически равные тональности - тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию. Энгармонически равные мажорные тональности:
- СИ мажор и ДО-бемоль мажор;
- ФА-диез мажор и СОЛЬ-бемоль мажор;
- ДО-диез мажор и РЕ -бемоль мажор.
Энгармонически равные минорные тональности:
- СОЛЬ-диез-минор и ЛЯ-бемоль минор;
- РЕ-диез минор и МИ-бемоль минор;
- ЛЯ-диез минор и СИ-бемоль минор.
88. Буквенное обозначение звуков и тональностейДля буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h. Таблица слоговых и буквенных названий
Основные звуки |
Повышенные на 1/2 тона |
Пониженные на 1/2 тона |
ДО — с |
ДО# — cis |
ДОb — ces |
РЕ — d
|
РЕ#— dis |
РЕb— des |
МИ — e
|
МИ# — eis |
МИЬ — es |
ФА — f |
ФА# — fis |
ФАb — fes |
СОЛЬ — g |
СОЛЬ# — gis |
СОЛЬb — ges |
ЛЯ — a |
ЛЯ# — ais |
ЛЯb — as |
СИ — h |
СИ# — his |
СИb — b |
Буквенное обозначение мажорных тональностей
ДО |
мажор — C-dur |
ФА |
мажор — F-dur |
СОЛЬ |
мажор — G-dur |
СИ b |
мажор — B-dur |
РЕ |
мажор — D-dur |
МИ b |
мажор — Es-dur |
ЛЯ |
мажор — A-dur |
ЛЯ b |
мажор — As-dur |
МИ |
мажор — E-dur |
РЕ b | мажор — Des-dur |
СИ
|
мажор — H-dur
|
СОЛЬ b |
мажор — Ges-dur |
ФА # | мажор — Fis-dur |
ДО b |
мажор — Ces-dur |
ДО # | мажор — Cis-dur |
|
|
Буквенное обозначение минорных тональностей
ЛЯ |
минор — a-moll
|
РЕ |
минор — d-moll |
МИ |
минор — e-rnoll |
СОЛЬ |
минор — g-moll |
СИ |
минор — h-moll |
ДО |
минор — c-moll |
ФА # |
минор — fis-moll |
ФА |
минор — f-moll |
ДО # |
минор — cis-moll |
СИ b | минор — b-moll |
СОЛЬ # |
минор — gis-moll |
МИ b |
минор — es-moll |
РЕ # | минор — dis-moll
|
ЛЯ b |
минор — as-moll |
ЛЯ # | минор — ais-moll
|
|
|
89. Квинтовый круг мажорных тональностей Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам: ДО мажор вверх- СОЛЬ мажор - РЕ мажор - ЛЯ мажор - МИ мажор - СИ мажор - ФА-диез мажор - ДО-диез мажор ДО мажор вниз - ФА мажор - СИ-бемоль мажор - МИ-бемоль мажор - ЛЯ-бемоль мажор - РЕ-бемоль мажор - СОЛЬ-бемоль мажор - ДО-бемоль мажор.
90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей- ДО мажор - ЛЯ минор
- СОЛЬ мажор - МИ минор
- РЕ мажор - СИ минор
- ЛЯ мажор - ФА-диез минор
- МИ мажор - ДО-диез минор
- СИ мажор- СОЛЬ-диез минор
- ФА-диез мажор - РЕ-диез минор
- ДО-диез мажор - ЛЯ-диез минор
- ФА мажор - РЕ минор
- СИ-бемоль мажор - СОЛЬ минор
- МИ-бемоль мажор - ДО минор
- ЛЯ-бемоль мажор - ФА минор
- РЕ-бемоль мажор - СИ-бемоль минор
- СОЛЬ-бемоль мажор - МИ-бемоль минор
- ДО-бемоль мажор - ЛЯ-бемоль минор
91. Одноименные тональностиОдноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику (I ступень). Одноименные тональности от звуков на белых клавишах фортепиано:
- ДО мажор — ДО минор;
- РЕ мажор — РЕ минор;
- МИ мажор — МИ минор;
- ФА мажор — ФА минор;
- СОЛЬ мажор — СОЛЬ минор;
- ЛЯ мажор — ЛЯ минор;
- СИ мажор — СИ минор.
Сравнение одноименных гамм:
- ДО мажор III VI VII ступени высокие;
- ДО минор III VI VII ступени низкие.
Тоническая терция в ДО миноре: Тоническая терция в ДО мажоре: 92. Обращения доминантсептаккордаОбращением септаккорда называется вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда. Основной доминантсептаккорд в ДО мажоре:
Первое обращение доминантсептаккорда:
- СИ-РЕ-ФА-СОЛЬ D56 квинтсекстаккорд.
Второе обращение доминантсептаккорда:
- РЕ-ФА-СОЛЬ-СИ D34терцквартаккорд.
Третье обращение доминантсептаккорда:
- ФА-СОЛЬ-СИ-РЕ D2 секундаккорд.
Разрешение основного доминантсептаккорда в ДО мажоре:
- СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА (D7) в ДО-ДО-ДО-МИ (неполное тоническое трезвучие-T53).
Разрешение квинтсекстаккорда в ДО мажоре:
- СИ-РЕ-ФА-СОЛЬ (D56) в ДО-ДО-МИ-СОЛЬ (тоническое трезвучие с удвоением I ступени- T53).
Разрешение терцквартаккорда в ДО мажоре:
- РЕ-ФА-СОЛЬ-СИ (D34) в ДО-МИ-СОЛЬ-ДО (развернутое тоническое трезвучие -T53).
Разрешение секундаккорда в ДО мажоре:
- ФА-СОЛЬ-СИ-РЕ (D2) в МИ-СОЛЬ-ДО-ДО (тонический секстаккорд с удвоением I ступени-T6).
93. Построение обращений доминантсептаккорда от данного звукаD56 состоит из м.З, м.З и 6.2, нижний звук D56 является VII ступенью лада. D34 состоит из мЗ, 6.2 и б.3; нижний звук D34 является II ступенью лада. D2 состоит из 6.2, 63 и м.З; нижний звук D2 является IV ступенью лада.
94. СинкопаСинкопой называется перенесение ударения с более сильной доли такта на предшествующую ей слабую. Внутритактовая синкопа:
- в размере 2/4 восьмая-четверть-восьмая.
|