Чайковский. Вступление к опере "Евгений Онегин"1 (Целостный анализ) Чайковский. Вступление к опере "Евгений Онегин"2 (Целостный анализ) Чайковский. Симфония №6, I часть (целостный анализ) Чайковский Симфония №6, I часть (анализ тонального плана) Формы музыкальных произведений Чайковского
В творчестве П.И.Чайковского гармония способствует напряженному тематическому развитию в расширенных мелодических построениях, а также драматизации лирической мелодики. Натурально-ладовые и плагальные обороты, переменные лады и функции встречаются в сочинениях народно-песенного склада, например в "Думке", в хоре крестьян из "Евгения Онегина", финале Второй симфонии, фортепианном и скрипичном концертах, в музыке "Снегурочки", "Черевичек", "Чародейки", в пьесах из "Времен года". Автентичность и обостренная функциональность связаны с драматизацией мелодики городского романсного и танцевального характера в большинстве произведений Чайковского. Обостренная функциональность служит средством непрерывного драматического развития. Часто встречаются разнообразные цепи септаккордов мелодического и гармонического минора, с отклонениями или постепенными модуляциями, секвенциями, септаккордами различных ступеней и их обращений. Эти септаккорды усложнены неаккордовыми звуками. Доминантовые органные пункты часто нагнетают напряжение. Типичны задержания на неустойчивых гармониях, а также вспомогательные звуки на сильных долях. Неприготовленные задержания с разрешением и проходящие на сильных долях создают характерные интонации вздоха. Типично полифоническое возникновение аккордов на основе самостоятельной выразительной напевности каждого голоса. Сочетание этих мелодических голосов образуют функционально четкие последования с использованием различных септаккордов, отклонений, неаккордовых звуков. Роль диссонирующих сочетаний велика и драматична. Но их возникновение и развитие имеет как полифоническую, так и функциональную логику. Отсюда, в противоположность "кучкистам", особенная сопряженность, непрерывность всей гармонической ткани, соответствующая непрерывности мелодического развития. Частый прием — противоположное движение крайних голосов, что соответствует волнообразному развитию мелодии с постепенным завоеванием диапазона. Фактура П.И.Чайковского преимущественно трехпланова: основная мелодия, контрапункт к ней (побочная линия) и гомофонный или полифонизированный аккомпанемент. Это подчеркивается оркестровкой, для которой характерны противопоставления крупных тембровых планов при дифференциации чистых тембров, без смешения их. Отсюда и принцип драматургического сбережения тембров, постепенность динамических нарастаний и тембрового развития. Драматургически яркое вступление новых солирующих тембров и оркестровых групп соответствует новому разделу формы. Излюбленный каданс П.И.Чайковского — альтерированная S — Т; в миноре — в скорбных эпизодах, в мажоре — в ликующих. Таковы и плагальные кадансы с обращениями II7 перед тоникой. Встречаются и лейттональности, имеющие выдержанную эмоциональную окраску (fis-moll в "Пиковой даме"), сквозное сопоставление h — D в Шестой симфонии. Секвенции — средство напряженного драматического развития или экспрессивной лирики. Они обычно неточные, интенсивно развиваются и трансформируют аккордику и мелодику предыдущего мотива при сохранении общей мелодической, ритмической и гармонической направленности. Типично сочетание тональных и модулирующих секвенций, а также свободно модулирующих по различным (тонам) степеням родства и далеким строям, на различные интервалы. Свободно обновляется и аккордика каждого звена секвенции. Вводятся новые мелодические обороты, звенья расширяются и сжимаются. В тональных планах — особая драматургическая направленность. Тональный план экспозиции и репризы 1-й части Четвертой симфонии соответствует ступеням уменьшенного септаккорда (f — as — H — d — f). В разработке модуляции по кварто-квинтовому кругу противостоят терцовым соотношениям экспозиции и репризы. В экспозиции 1-й части Пятой симфонии — секундовое соотношение е — D. Широко используются развитый мажоро-минор с отклонениями в низкие ступени, мелодический мажор ("Письмо Татьяны" из "Евгения Онегина"). Аккорды низких ступеней, особенно VI, применяются в романтическом плане. Они звучат и в прерванных, и в плагальных оборотах. Энгармонические и мелодико-гармонические модуляции включаются в общее функциональное развитие, возникая часто на полифонической основе. Гармоническая ткань усложняется имитациями. Энгармонические модуляции драматургически подчеркнуты (начало побочной партии "Ромео и Джульетта"). Внезапные вторжения диссонирующих аккордов и последовательностей создают эффект наваждения, ужаса (начало разработки из Шестой симфонии, фея Карабос, мышиный король в "Щелкунчике", видение Графини в "Пиковой даме").
Р.Н. Слонимская.
Гармония в музыке.
|