Гармонический стиль Лядова
В творчестве А. К. Глазунова и А. К. Лядова развиваются тенденции, общие с "кучкистами". Это проявляется и в гармоническом языке. У А. ЛЯДОВА встречаются натурально-ладовые обороты, объединение различных ладов вокруг тоники, плагальные последовательности, особенно в симфонических картинах "Кикимора", "Баба-Яга", в пьесе "Про старину", в обработке народных песен. Широко используются переменные функции, последовательности трезвучий побочных ступеней, арпеджированные аккорды, подобные гуслям ("Про старину"), квинтовые и квартовые органные пункты, остинатные ритмические и мелодические фигуры, идущие от плясовых песен. Фактуре присуща особая тонкость голосоведения. Мелодическая фигурация всегда опирается на свободные тоны в других голосах. Полифонизированность, фоническая ясность голосоведения, не лишенная хроматизмов в средних голосах, роднит А.Лядова с Ф.Шопеном и А.Скрябиным. В некоторых сочинениях появляется особая изысканность гармонии, обилие отклонений в далекие строи хроматических последований, нонаккордов. Это традиция, идущая от Р. Вагнера и позднего Н.Римского-Корсакова к А.Скрябину. Таковы симфонические картины "Волшебное озеро" и "Из Апокалипсиса". В фантастических эпизодах вводятся увеличенные трезвучия ("Баба Яга", "Кикимора"). Оркестровка акварельная, преобладают чистые тембры. Звучание камерное с экономным использованием высотных ударных и челесты.
Р.Н. Слонимская.
Гармония в музыке.
|