Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
В "КАРМЕН" Ж. БИЗЕ поражает лапидарность гармонии и формы. По существу, это первый мюзикл. Национальный испанский колорит определил терпкую ладовость гармонии. Характерны лады с увеличенной секундой, доминантовые минорные неустойчивые лады, лады мажорного наклонения с пониженными ступенями, гибкие вокальные переходы от диатонического лада к модифицированному (мажор со всеми низкими ступенями, кроме I, IV, V). Это вызывает изысканные мелодико-гармонические модуляции, терпкие альтерированные аккорды, резкие сдвиги в далекие строи. В жанр оперы вторгаются "простонародные" остинатные ритмы и тембры ударных, остинатные вариации в ариях, хорах, симфонических антрактах. Вся опера песенно-плясовая подчеркнуто-дробно распадается на квадратные куплетные номера и отрезки. Внезапное расширение масштаба, сквозное развитие в кульминационных сценах потрясает драматургической взрывчатостью, мощным мелодико-гармоническим и фактурно-оркестровым развитием, приберегавшимся для этих вершинных кульминаций. Смелые тональные сдвиги на тритон, секунду, сопоставление тоник сметают традиционные нормы спокойного гармонического движения. Характерно сопоставление экспрессивной гармонии мажоро-минора параллельного аккордового движения, нисходящих хроматизмов минора бытовой музыки с необычными созвучиями (Д7 с квартой вместо терции в увертюре) и неуловимой модуляционной гибкостью, ладовой переменчивостью. Предвосхищены жанры и мюзикла, и современной сквозной оперы.
Р.Н. Слонимская.
|
Обновлено 01.02.2011 15:06 |