Гармония Франка
У С.ФРАНКА мажоро-минор хроматизируется многочисленными альтерациями. Часты энгармонические, мелодико-гармонические модуляции, альтерированные аккорды. Заметно влияние Р. Вагнера и особенно Ф. Листа. Торжественный характер музыки усиливается густым удвоением голосов, смешением тембров. С другой стороны, часты эпизоды диатонического народного песенно-танцевального склада. Здесь иные краски — диатонические лады, терцово-переменный диатонический лад, натуральный минор, пентатоника или малообъемные мелодические попевки, иногда терцовые последования в мелодии. В гармонии появляются побочные септ- и нонаккорды II, V и других ступеней, очень красочные, подобные григовским. Особо устойчив многотерцовый V9, иногда с секстой, последовательность V9 — II (1-я часть скрипичной сонаты). Тональный план усложняется внутри отдельных разделов, например, главной партии. Далекие модуляции встречаются чаще близких, в том числе сдвиги на полтона (1-я часть Симфонии), фактурная ткань полифонизирована, возникают контрапункты, каноны. Это обостряет и гармонический язык. Нередки терпкие обыгрывания старинных ладов благодаря переменности функций (V — II в мажоре и др.). Очень экспрессивны хроматические альтерации в гармонии, далекие модуляции (Прелюдия, хорал, фуга).
Р.Н. Слонимская.
|