Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Гармонический язык импрессионистов: Дебюсси, Равель, де Фалья
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

ГАРМОНИЧЕСКИЙ  ЯЗЫК  ИМПРЕССИОНИСТОВ: К.ДЕБЮССИ,  М.РАВЕЛЯ,  М. ДЕ ФАЛЬЯ
Импрессионизм в музыке на три десятилетия отстал от импрессионизма в живописи (Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн), возникшего в 1860 году (музыкальный импрессионизм определился в середине 90-х годов). Родина импрессионизма — Франция. Само слово "импрессион" (впечатление) — французское.
Музыке импрессионистов присуще воплощение тонких индивидуальных ощущений, а также мифологических образов. Подчеркнут интерес к экзотике, к психологическо-символической фантастике восточных фольклорных элементов. И в образном строе, и в жанре музыки импрессионистов заметно влияние программных пьес французских клавесинистов XVIII века — Ж.Ф.Рамо, Ф.Куперена. Их сближают портретные подзаголовки, поэтичная программность, картинность, тонкие изысканные краски, культ красивого, светлого, изящного, утонченного.
Сходные выразительные средства, типичные для музыки импрессионистов, но воплощающие суровые трагические образы, появились до импрессионистов у М. Мусоргского.
В творчестве французских импрессионистов господствует красочно-колористический принцип гармонии — как основы гармонического мышления. Функциональные тяготения — ослабленные, смягченные, плагальные. Они отступают на второй план или становятся неопределенными (параллельные последования септаккордов, секстаккордов, трезвучий, увеличенных трезвучий).
Часты полифункциональные наложения комплексов.
Гармония тональна при отдельных тонально-неопределенных последовательностях. Часто тоника усложнена — тоническое трезвучие с секстой, с секундой, иногда вместо трезвучия —кварта или квинта. Используются гармонии и ритмы джаза тоника с секстой, цепь нонаккордов,
секундовые имитации ударных, синкопированные ритмогармонии блюза ("Менестрели" К. Дебюсси).
Отдельные созвучия часто приобретают самостоятельную тоникальную устойчивость и характерность, упорно повторяясь или составляя цепь параллельных аккордов, взятых в различных тональностях. Таковы параллельные трезвучия, квартсекстаккорды, септаккорды, секундаккорды, нонаккорды, параллельные увеличенные трезвучия. Характерна нарочитая
жесткость параллельных квинт, октав.
Упрощенность голосоведения компенсируется красочностью неожиданных тональных, ладовых, интервально-модуляцион-ных смещений. Характерны полутоновые, терцовые, тритоновые сдвиги — чередование мажорных и минорных трезвучий. Сопряженность аккордов возникает на основе общих
тонов, интервалов или секундового плавного голосоведения. С другой стороны, возможны резкие интервальные и регистровые разрывы между соседними аккордами, фоническое разъединение созвучий, комплексные скачки всех тонов. Колоритны параллельные нонаккорды и септаккорды
побочных ступеней. Нонаккорд приобретает значение устойчивого тонического созвучия.
Подчеркиваются также увеличенные трезвучия, образуя атональные композиции ("В дымке" — прелюдия К.Дебюсси).
Ладовой основой наряду с мажоро-минорным становятся обороты старинных ладов, а также искусственные лады, в частности увеличенные. Ладотональность хроматизируется. На любой ступени — диатонической или альтерированной — может быть взят любой аккорд. Любой тон может быть взят после любого аккорда, любой предыдущей тональности.
Это обогащает традиционную функциональную гармонию. Вместе с тем активность функциональных тяготений ослаблена. Преобладают миниатюрные или статичные формы ("Пеллеас и Мелизанда", "Игры" К. Дебюсси). Впрочем, встречаются и динамические репризы с вариантным нагнетанием фактуры ("Остров радости" Дебюсси, "Вальс", вариации в "Болеро" М. Равеля).
Фактура — гомофонная. Для нее характерна красочная многоплановость, имитация вихря, моря, колоколов, ритмы и звучания античных танцев в современном представлении. Различные мелодические, гармонические фигурации трактуются как тематизм. Изысканны ритмические,
полиритмические, синкопированные фоновые фигурации. Часто педаль объединяет густую многоярусную звучность, включающую много регистров. На педали звучат и тихие, едва слышные, и ослепительно звонкие цепи созвучий.
Многослойность ритмов, тембровых наслоений, фоновых фигурации присуща партитурам Дебюсси и Равеля. Медные, особенно валторны, активно участвуют в фоновых, ритмически колышущихся контрапунктах. Иногда введены политональность или неразрешенные альтерированные аккорды. Индивидуализировано расположение каждого аккорда. В аккордах часто подчеркиваются отдельные интервалы. Иногда вместо аккордов звучат интервалы как самостоятельные созвучия.
К.ДЕБЮССИ — один из первооткрывателей современной сложноладовой гармонии, развивающейся на обогащенной ладовой основе.
М.РАВЕЛЮ присуща большая острота звучаний и ритма, динамичность, остро диссонирующие созвучия.
В творчестве М. де ФАЛЬЯ интересны элементы испанского фольклора — секундовые обороты в мелодии и гармонии, секундовые и "гитарные" созвучия. Секунда внедряется как неаккордовый дополнительный звук в различные аккорды. Имитация гитарных щипков — сложные созвучия с необычными "гитарными" обертонами — сочетается с красочной фольклорной ладовостью и ритмикой. Натуральные лады народной музыки сопоставлены с нонаккордовой стилистикой начала XX века.
Все эти черты гармонического языка импрессионистов, особенно Равеля и Фалья, повлияли на творчество А.Хачатуряна и других композиторов советского Востока.
В ранних сочинениях Б.БАРТОКА явственно выступают элементы венгерского фольклора. Мелодика определяет гармоническую интервалику. Впоследствии Барток выработал интервально-ладовую систему, характерную для венгерской музыки, отошел от импрессионизма ранних опусов.
Импрессионисты испытали сильнейшее влияние М. Мусоргского, а также А. Бородина, Н.Римского-Корсакова. Они преломили их достижения в плане субъективно-камерной или экзотически-красочной гармонии, в которой усиливается тонкая детализация настроений, образов, картин, видений.

Р.Н. Слонимская.

Обновлено 01.02.2011 15:19
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 375 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru