См. также
Формы музыкальных произведений Прокофьева Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")1 (Целостный анализ) Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")2 (Целостный анализ) Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")3 (Целостный анализ) Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")4 (Целостный анализ) Гармония Прокофьева Прокофьев. Соната для фортепиано №2, скерцо (1912). Сложная 3-х частная форма Прокофьев. "Война и мир", 2-я картина, полонез ("Бал у екатерининского вельможи"), (1946). Сложная 3-х частная форма Прокофьев. Симфония №5, Allegro marcato. скерцо (1944). Сложная 3-х частная форма.
У С. ПРОКОФЬЕВА в эпических темах типичен мажор с повышенными II — IV ступенями, а в драматических — полифонически разъятый минор с расщепленной терцией (Третья симфония). Эти особые лады вводятся как краткие мелодические обороты, наряду с ними свободно берутся иные — и диатонические, и хроматизированные звукоряды. Часто вводятся натурально-ладовые обороты, переменные лады, полиладовые созвучия, комплексы и контрапункты. Политональные построения возникают полифонически как противопоставление различных тем и комплексов. Выразительна модуляционная гармонизация диатонической мелодии и наоборот. Иногда возникает разновременная модуляция в мелодии и аккордике. Появляются необычные органные пункты, например вводнотоновые (побочная партия 1-й части Шестой сонаты Прокофьева). Возможен тритоновый сдвиг в начале второго предложе¬ния (главная партий 1-й части Шестой симфонии Прокофьева). В периодах Прокофьева часто кадансы сходные — полные, а начала предложений — различные, даже в другой тональности, взятой резким сопоставлением. Аккорды с внедряющимися или замененными ступенями задорно звучат уже в ранних сочинениях И.Стравинского, С.Прокофьева, Б.Бартока. Это и трезвучия, и септаккорды, нонаккорды с гроздьями секунд вокруг основных тонов, с квартами и тритонами вместо терций. Таков был "модерн" 1910-х годов, некий музыкальный футуризм в гармонии, дошедший даже до наших дней (Р.Щедрин, А.Эшпай, Г.Фиртич и др.). Объединение в мелодии звукорядов различных ладов вокруг единой или переменной тоники вызывает ладовое разнообразие в гармонии. Возникают ладовые переченья, политональность, гетерофония. Смещение тонического устоя не менее характерно, чем монотоникальность. Переменная ладотональность еще богаче, чем единая. Огромное место в становлении музыкального языка XX века занимает и полифонический принцип возникновения гармонии. Возникают самые сложные и неожиданные созвучия, сопряжение любых диссонирующих последований, резкие переченья. Это окончательно отменяет понятие аккорда как созвучия непременно терцовой структуры.
Р.Н. Слонимская.
Гармония Прокофьева
|