Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Гармония Прокофьева
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также

Формы музыкальных произведений Прокофьева
Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")1 (Целостный анализ)
Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")2 (Целостный анализ)
Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")3 (Целостный анализ)
Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")4 (Целостный анализ)
Гармония Прокофьева
Прокофьев. Соната для фортепиано №2, скерцо (1912). Сложная 3-х частная форма
Прокофьев. "Война и мир", 2-я картина, полонез ("Бал у екатерининского вельможи"), (1946). Сложная 3-х частная форма
Прокофьев. Симфония №5, Allegro marcato. скерцо (1944). Сложная 3-х частная форма.

У С. ПРОКОФЬЕВА в эпических темах типичен мажор с повышенными II — IV ступенями, а в драматических — полифонически разъятый минор с расщепленной терцией (Третья симфония). Эти особые лады вводятся как краткие мелодические обороты, наряду с ними свободно берутся иные — и диатонические, и хроматизированные звукоряды. Часто вводятся натурально-ладовые обороты, переменные лады, полиладовые созвучия, комплексы и контрапункты.
Политональные построения возникают полифонически как противопоставление различных тем и комплексов. Выразительна модуляционная гармонизация диатонической мелодии и наоборот.
Иногда возникает разновременная модуляция в мелодии и аккордике. Появляются необычные органные пункты, например вводнотоновые (побочная партия 1-й части Шестой сонаты Прокофьева).
Возможен тритоновый сдвиг в начале второго предложе¬ния (главная партий 1-й части Шестой симфонии Прокофьева). В периодах Прокофьева часто кадансы сходные — полные, а начала предложений — различные, даже в другой тональности, взятой резким сопоставлением.
Аккорды с внедряющимися или замененными ступенями задорно звучат уже в ранних сочинениях И.Стравинского, С.Прокофьева, Б.Бартока. Это и трезвучия, и септаккорды, нонаккорды с гроздьями секунд вокруг основных тонов, с квартами и тритонами вместо терций. Таков был "модерн" 1910-х годов, некий музыкальный футуризм в гармонии, дошедший даже до наших дней (Р.Щедрин, А.Эшпай, Г.Фиртич и др.).
Объединение в мелодии звукорядов различных ладов вокруг единой или переменной тоники вызывает ладовое разнообразие в гармонии. Возникают ладовые переченья, политональность, гетерофония. Смещение тонического устоя не менее характерно, чем монотоникальность.
Переменная ладотональность еще богаче, чем единая.
Огромное место в становлении музыкального языка XX века занимает и полифонический принцип возникновения гармонии. Возникают самые сложные и неожиданные созвучия, сопряжение любых диссонирующих последований, резкие переченья. Это окончательно отменяет понятие аккорда как созвучия непременно терцовой структуры.

Р.Н. Слонимская.

Гармония Прокофьева

Обновлено 30.05.2012 19:25
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 497 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru