Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
См. также
Шостакович. Восьмая симфония (анализ общей концепции и III части) Шостакович Прелюдия op.87 До мажор (гармонический анализ) Шостакович Симфония №5 Moderato, побочная партия (анализ) Шостакович Симфония №7,I часть,"эпизод нашествия" (гармонический анализ) Шостакович. Прелюдия Ре мажор op.34 №5 (ноты) Гармония Шостаковича Шостакович. Квинтет op.57, Прелюдия (1940). Сложная 3-х частная форма Шостакович. Симфония №8, третья часть Allegro non troppo (1943). Сложная 3-х частная форма.
У Д. ШОСТАКОВИЧА в трагических темах часто появляется фригийский лад с пониженной IV ступенью. Политональность обычно драматическая, конфликтная, такова полифоничность его гармонии. Часто полифонический склад — ведущий, а созвучия ему подчинены. Это новая полифония со свободным введением диссонирующих голосов. В отличие от обычных альтераций, диссонирующие тона мелодии обычно берутся скачком, часто скачком и разрешаются. Полифоническое же голосоведение — плавное, певучее. Наряду с терцовой структурой вводятся созвучия нетерцового строения. Отныне аккорд — это созвучие любой интервальной структуры — моноинтервальной (кластеры секунд, квартаккорды) или полиинтервальной (чаще в полифонической ткани — как правило). Кластеры любили Б.Барток, Г.Коуэл, иногда С. Прокофьев. В образах трагедийных — наваждения, войны — нередко появляются диссонирующие созвучия, с наслоениями секунд, многозвучными кластерами меди (тема средневековья в прокофьевском "Ромео"), а также атональные эпизоды, контрастирующие расширенно-тональным. Встречается и противоположный прием — сухая однотональная статика противостоит полноценной сложноладовости (Седьмая симфония, трио Д. Шостаковича). Характерна вводнотоновая связь трезвучий далеких строев (на тонике — акцент). Это новая — вводнотоновая — автентичность. Возможна гармонизация мелодии параллельными трезвучиями с различными тональными устоями. Диссонансы могут выступать как тонические аккорды. Диссонанс может быть не разрешенным, или постепенно, полифонически разрешаемым. Остинатность — одно из средств создания устойчивости диссонантных созвучий и последований. В тональных планах часто вводятся сдвиги на полутон, на тритон. Между главной и побочной партиями возникает соотношение малой секунды (Пятая симфония Д. Шостаковича) и любые другие.
Р.Н. Слонимская.
|
Обновлено 01.04.2011 13:37 |