Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Гармония Шостаковича
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также

Шостакович. Восьмая симфония (анализ общей концепции и III части)
Шостакович Прелюдия op.87 До мажор (гармонический анализ)
Шостакович Симфония №5 Moderato, побочная партия (анализ)
Шостакович Симфония №7,I часть,"эпизод нашествия" (гармонический анализ)
Шостакович. Прелюдия Ре мажор op.34 №5 (ноты)
Гармония Шостаковича
Шостакович. Квинтет op.57, Прелюдия (1940). Сложная 3-х частная форма
Шостакович. Симфония №8, третья часть Allegro non troppo (1943). Сложная 3-х частная форма.

У Д. ШОСТАКОВИЧА в трагических темах часто появляется фригийский лад с пониженной IV ступенью. Политональность обычно драматическая, конфликтная, такова полифоничность его гармонии. Часто полифонический склад — ведущий, а созвучия ему подчинены. Это новая полифония со свободным введением диссонирующих голосов.
В отличие от обычных альтераций, диссонирующие тона мелодии обычно берутся скачком, часто скачком и разрешаются. Полифоническое же голосоведение — плавное, певучее. Наряду с терцовой структурой вводятся созвучия нетерцового строения.
Отныне аккорд — это созвучие любой интервальной структуры — моноинтервальной (кластеры секунд, квартаккорды) или полиинтервальной (чаще в полифонической ткани — как правило).
Кластеры любили Б.Барток, Г.Коуэл, иногда С. Прокофьев.
В образах трагедийных — наваждения, войны — нередко появляются диссонирующие созвучия, с наслоениями секунд, многозвучными кластерами меди (тема средневековья в прокофьевском "Ромео"), а также атональные эпизоды, контрастирующие расширенно-тональным. Встречается и
противоположный прием — сухая однотональная статика противостоит полноценной сложноладовости (Седьмая симфония, трио Д. Шостаковича). Характерна вводнотоновая связь трезвучий далеких строев (на тонике — акцент). Это новая — вводнотоновая — автентичность.
Возможна гармонизация мелодии параллельными трезвучиями с различными тональными устоями.
Диссонансы могут выступать как тонические аккорды. Диссонанс может быть не разрешенным, или постепенно, полифонически разрешаемым.
Остинатность — одно из средств создания устойчивости диссонантных созвучий и последований.
В тональных планах часто вводятся сдвиги на полутон, на тритон. Между главной и побочной партиями возникает соотношение малой секунды (Пятая симфония Д. Шостаковича) и любые другие.

Р.Н. Слонимская.

Обновлено 01.04.2011 13:37
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 468 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru