Рейтинг@Mail.ru
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Общая композиция «Хорошо темперированного клавира» с точки зрения его религиозно-философского содержания

Символы  и  музыкально-риторические фигуры,   цитирование   протестантских   хоралов,   автоцитаты,   многочисленные музыкальные ассоциации с кантатами, пассионами, мессами, хоральными прелюдиями точно так же помогают раскрытию содержания прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клапира». По словам Яворского, «Баховский Wohltempcricrtes Klavier является как бы завершительным произведением для целой зпохн, кончая 18-м столетием (включая и всю музыку Средневековья), впитавшим к себя все предшествующие идеи и средства выражения, воспользовавшимся всеми существующими и закрепленными в музыкальной литературе той эпохи символами».
На основании глубокого изучения творчества Баха, а также   широких   общекультурных   и   художественных   аналогий сложилась концепция Б. Л. Яворского по отношению к циклу «Хорошо темперированного клавира». Она
заключается в том, что цикл XTК является «музыкально-этическим толкованием образности и сюжетики христианской мифологии».
Многие крупные музыканты ощущали присутствие Евангельской тематики в «Клавире хорошего строя.  Ф. Бузони, к примеру, считал, что прелюдия cis-mol! из I тома - это «нечто в духе «Страстей». Т. Н. Ливанова отмечает:
«Интонационный строй отдельных прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» иной раз соприкасается с характерными интонациями из мира «Страстей».
Г. Бесселер пишет о том, что «экспрессивная мелодика баховской кантаты около 1720 года проникла в клавирную музыку...». «Хотя слова текста теперь отпадают, остается действенной область аффектов, с которыми была
первоначально связана экспрессивная мелодика: представление о страданиях и смерти Иисуса Христа».
Научный метод Б. Л. Яворского позволяет доказать цельность художественного и религиозно-философского замысла цикла.
«Ветхий и Новый Завет, картины церковного содержания, апокрифы служили ему как ВНЕШНИЕ символы для выражения ВНУТРЕННЕЙ организующей сознание идеологии. Целью Баха было не иллюстрировать быт церковного
обихода, а через всем известные и понятные образы и представления церковного, внедренного в общественный быт, обихода выразить процесс идеологического МЫШЛЕНИЯ СВОЕЙ ЭПОХИ».
Духовная тематика, которую внесли в «Хорошо темперированный клавир» мелодии протестантских хоралов, мотивы-символы, музыка кантат и пассионов, поднимает его значимость до уровня духовных жанров.
«В тех случаях, когда содержание цитируемого в ХТК хорала указывает на определенный церковный праздник и эпизод библейской истории, когда другие средства музыкальной выразительности в данной прелюдии или фуге ( система риторических фигур, излюбленные Бахом символы, жанровые особенности и т. д.) говорят по существу о том же, и все линии художественного воздействия как бы сходятся в одну точку, - тогда есть основания полагать, что Бах не только подсознательно, но и намеренно ставил своей целью музыкально-этическое толкование традиционных для его эпохи образов и сюжетов христианской мифологии. Многочисленные музыкально-тематические и образные
соответствия в рамках «Хорошо темперированного клавира» привели Яворского к выводу, что в цикле четко прослеживаются несколько сюжетно-смысловых пластов, связанных с основными вехами евангельского
повествования» .
Все прелюдии и фуги рассматривались Яворским в определенном порядке, им установленном, соответственно их содержанию и хронологии событий, служащих «ассоциативными образами» этого содержания.
Ассоциативный обрлз представляет собой один из наиболее сложных художественных приемов. В нем связь между сопоставляемыми явлениями устанавливается не на прямую - через внешнее сходство, изобразительность,
зарисовку, - а «через наведение» - систему ассоциаций, смысловой  контекст, рефлективное сознание, выработанные эпохой звуковые средства. Установление ассоциативного образа является не иллюстрацией событий Священного Писания, а отражением отношения к ним в сознании культурного европейца начала XVIII века.
Яворский установил несколько периодов, своего рода внутренних циклов, организованных по сюжетно-смысловому принципу. Таблица этих внутренних циклов с определениемассоциативных образов соответствующих прелюдий и фуг записана его учениками.
I. Ветхий завет

d-moll     I том        Грех и искупление
G-dur     II том      Рай и грехопадение. Искушение Евы змеем.

II. Рождество

C-dur      I том      Благовещение
c-moll     I том       Посещение Марией Елисаветы «Долина слез» (прелюдия)
g-moll    I том    Посещение Марией Елисаветы
B-dur    I том    Поклонение пастухов
As-dur    I том    Поклонение волхвов
A-dur    I том    Поклонение волхвов
Fis-dur    I том    Новый год
As- dur    II том    Сретенье
B-dur    II том    Симеон - богоприимец
E-dur    I том    Бегство в Египет

III. Деяния Христа

cis-moll  II том        Христос в пустыне. Искушение Христа сатаной
a-moll     I том    Крещение в Иордане
gis-moll   II том    Встреча с самаритянкой
f-moll    II том    Христос у Марии и Марфы
Fis-dur   II том    Воскрешение Лазаря

d-moll    II том       Изгнание торгующих из храма. «Низложи сильных со престола и вознеси смиренные» (фуга)

F-dur       I том       Чудо на рыбной ловле

F-dur     II том       Вход в Иерусалим
IV. Страстная неделя

fis-moll II том        Тайная вечеря cis-moll  I том       Моление о чаше
a-moll    II том       Мытарства Христа. Избиение Христа
h-moll    II том    Суд Пилата
g-moll    II том    Бичевание Иисуса. «Се человек»
fis-moll   l том    Несение креста
h-moll     I том    Шествие на Голгофу
gis-moll   I том       Распятие. Семь слов Спасителя на кресте.
c-moll    II том    Крестная мука
dis-moll It том    Страдания на кресте
f-moll     1 том    Slabat Mater
b-moll     I том    Голгофа. Смерть Иисуса
cis-moll    I том    Снятие с креста. Плащаница
b-moll    II том    Положение во гроб

V. Торжественный пасхальный цикл

C-dur     II том      Ночь перед пасхальным воскресением
G-dur      I том      Воскресение Христа   
H-dur       I том      Воскресение Христа
c-moll    II том        Вознесение Христа   
H-dur     II том      Духов день

VI. Догматический цикл.

c-moll     I том     Пламенеющая вера (Неопалимая купина)
Cis-dur    I том    Троица
D-dur    I том    Сошествие Святого Духа
Es-dur    I том    Троица
Cis-dur    II том    Троица
D-dur    II том    Credo
Es-dur    II том    Троица
E-dur    II том    Лествица                                  
A-dur    II том    Слава в вышних Богу


Примеры раскрытия духовного содержания
нескольких прелюдий и фуг ХТК

Б. Л. Яворский изучал творчество И. С. Баха на протяжении всей своей жизни. Его концепция «Клавира хорошего строя» продумывалась в течение нескольких десятилетий. Впервые она была изложена ученым в 1916 году на первом из знаменитых впоследствии баховских семинаров. Это были длительные, иногда многомесячные циклы чтений, докладов и дискуссий. В них принимали участие как студенты, так и именитые музыканты, ученые, исполнители.
Известны 7 циклов баховских семинаров.
*Киев - 1916, 1917, 1919 гг. Москва - 1924-25, 1927-28, 1938-41 г.г. Саратов 1941-42 г.г.Итоговым стал Саратовский семинар 1941-1942 гг., проведенный для студентов и педагогов Московской и Саратовской консерваторий в условиях эвакуации. На нем были разобраны оба тома «Хорошо темперированного клавира».
Приводимый ниже разбор десяти прелюдий и фуг ХТК опирается на материалы Б. Л. Яворского и конспекты Баховских семинаров, сделанные слушателями. Рассмотрение одних прелюдий и фуг зафиксировано в записях более подробно, других - менее. В таких случаях их разбор дополнен нами на основе методики Б. Л. Яворского и его системы символов.

В.Б.Носина

Анализ музыкальных произведений, анализ музыки.

Обновлено 02.02.2012 17:36
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 135 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru