Равель "Павана". Гармонический анализ
Утонченное обаяние старинной диатоники в новом преломлении разлито в музыке импрессионистов. Здесь — одно из проявлений известных по истории новой музыки влечений к старине, как источнику обновления музыки. Здесь соприкасаются интерес Дебюсси и Равеля к французским клавесинистам с интересом к народной музыке, с творческим вниманием, в частности, к русской диатонике. Здесь встречаются импрессионизм и неоклассицизм. Мажорные диатонические секвенции золотого типа, как и у Грига, мы находим, в ряде случаев, у импрессионистов. Вот пример из «Паваны» Равеля. Утонченные звучания, в которых мелькают диатонические нонаккорды, септаккорды и трезвучия подчинены типичному секвентному движению. В конце третьего звена эта секвенция обрывается на трезвучии III ступени. Кстати, данный отрывок может служить примером модулирующей диатонической секвенции. Третья ступень здесь получает значение местной тоники, что подтверждается и в конце первой, рефренной части «Паваны» (и в соответственных моментах при повторении рефрена). В диатонической секвентной модуляции (в h-moll) возникает фригийская ладовая окраска, фригийский оборот. При повторении рефрена во второй и в последний, третий раз, Равель находит новый вариант гармонизации с новыми оттенками диатоники. В первом и втором звеньях он изменяет вторые аккорды: в первом звене вместо V ступени — III ступень; во втором звене вместо IV ступени — II ступень. Стало быть, заменяющие аккорды, расположенные на терцию ниже, относятся к той же функциональной группе. Ладовый колорит в данном варианте более матовый, в нем больше минорных красок. Совершенно очевидно, что секвенцирование во втором и в третьем проведениях рефрена «Паваны» является производным вариантом от секвенцирования в первом изложении. Таким образом, из анализа «Паваны» Равеля вполне ясно, что и секвентные проведения с секундовыми соотношениями басов в звеньях (рефрен во второй и в третий раз) все же относятся к области золотой секвенции.
В.О.Берков
|