Тема 24-го каприса Паганини в Вариациях Брамса. Гармонический анализ
В вариациях Брамса, как и в Рапсодии на тему Паганини Рахманинова, главные изменения сосредоточены во второй части темы и вариаций, в стадии секвенцирования. Оценивая богатство золотой секвенции у Брамса, учтем, что он вносит дополнительные варианты при повторениях каждой части вариаций. В первой же вариации Брамс вводит, кроме хроматизма, органически вошедшего в ткань Каприса Паганини (замена минорной I ступени — гармонической доминантой к субдоминанте), также и хроматизм, лишь намеченный в конце секвентного движения у Паганини —II низкую ступень. Среди вариаций наиболее активных в смысле гармонических изменений, в особенности золотой секвенции, выделим пятую, девятую и четырнадцатую вариации первой тетради и первую и десятую вариации второй тетради. В пятой и четырнадцатой вариациях первой тетради имеют место подмены мажоро-минорного типа: так, в пятой вариации закономерное отклонение в золотой секвенции совершается, однако, не в C-dur, а в тональность одноименную. В четырнадцатой вариации еще одна подмена: мажорная II низкая ступень заменяется минорной. Наиболее замечательны гармонические изменения в первой и десятой вариациях второй тетради. В первой части первой вариации происходит сдвиг к доминанте cis-moll, которая заменяет здесь обычную доминанту. Во второй части этой вариации золотая секвенция решительно выходит за ее обычные тонально-гармонические рамки. Вслед за развитием, ведущим от тональности субдоминанты через тональность одноименную параллели и тональность одноименную неаполитанской (указанные варианты уже были в цикле ранее), секвенцирование не замыкается в главной тональности, а уходит «дальше»: появляются последовательно еще as-moll и fis-moll. Вариация оканчивается в одноименном мажоре. В десятой вариации постоянные гармонии темы Паганини заменяются минорными гармониями, лежащими на большую терцию выше. Однако, так как эти гармонии взяты в положении квартсекстаккордов, они оказываются на полтона ниже обычных (как бы на вводных тонах к ним) и тем напоминают о прокофьевских доминантах. Приводим оборот из первой части этой вариации и ее вторую часть. В начале золотой секвенции происходит знакомое кварто-квинтовое чередование басов, секундовое нисхождение звеньев. Звучание здесь весьма оригинально, необычно; новые гармонии (минорные квартсекстаккорды) вплетаются в господствующий a-moll.
В.О.Берков
|