Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Тема 24-го каприса Паганини в Вариациях Брамса. Гармонический анализ E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

Тема 24-го каприса Паганини в Вариациях Брамса. Гармонический анализ

В вариациях Брамса, как и в Рапсодии на тему Паганини Рахманинова, главные изменения сосредоточены во второй части темы и вариаций, в стадии секвенцирования.
Оценивая богатство золотой секвенции у Брамса, учтем, что он вносит дополнительные варианты при повторениях каждой части вариаций.
В первой же вариации Брамс вводит, кроме хроматизма, органически вошедшего в ткань Каприса Паганини (замена минорной I ступени — гармонической доминантой к субдоминанте), также и хроматизм, лишь намеченный в конце секвентного движения у Паганини —II низкую ступень.
Среди вариаций наиболее активных в смысле гармонических изменений, в особенности золотой секвенции, выделим пятую, девятую и четырнадцатую вариации первой тетради и первую и десятую вариации второй тетради.
В пятой и четырнадцатой вариациях первой тетради имеют место подмены мажоро-минорного типа: так, в пятой вариации закономерное отклонение в золотой секвенции совершается, однако, не в C-dur, а в тональность
одноименную. В четырнадцатой вариации еще одна подмена: мажорная II низкая ступень заменяется минорной.
Наиболее замечательны гармонические изменения в первой и десятой вариациях второй тетради. В первой части первой вариации происходит сдвиг к доминанте cis-moll, которая заменяет здесь обычную доминанту. Во второй части этой вариации золотая  секвенция решительно выходит за ее обычные тонально-гармонические рамки. Вслед за развитием, ведущим от тональности субдоминанты через тональность одноименную параллели и тональность одноименную неаполитанской (указанные варианты уже были в цикле ранее), секвенцирование не замыкается в главной тональности, а уходит «дальше»: появляются последовательно еще
as-moll и fis-moll. Вариация оканчивается в одноименном мажоре.   
В десятой вариации постоянные гармонии темы Паганини заменяются минорными гармониями, лежащими на большую терцию  выше. Однако, так как эти гармонии взяты  в положении квартсекстаккордов, они оказываются на полтона ниже обычных   (как бы на вводных тонах к ним) и тем напоминают о прокофьевских доминантах.  Приводим оборот из первой части этой  вариации и ее вторую часть.
В начале золотой секвенции происходит знакомое кварто-квинтовое чередование басов, секундовое нисхождение звеньев. Звучание здесь весьма оригинально, необычно; новые гармонии (минорные квартсекстаккорды) вплетаются в господствующий a-moll.

В.О.Берков

Обновлено 28.01.2012 10:51
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 263 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru