МОТОРНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Название этой группы определяется динамической природой музыки. Благодаря неизбежному развертыванию своего художественного текста во времени, музыка способна гораздо более естественно моделировать многообразные виды движений, чем положения каких-либо материальных элементов в пространстве или ощущение качества неподвижного пространства. Правда, мир музыки знает немало произведений, воссоздающих статические образы. Но эта художественная задача требует реализации предельных возможностей музыки, предполагает огромное сопротивление материала. И если в программном роде статические музыкальные образы, специально вызванные творческим замыслом, оказываются на уровне жанра—какой-либо разновидности музыкальной картины (эстамп Дебюсси «Пагоды»), то в чистой музыке они принадлежат отдельным произведениям и на статус жанра не претендуют (например, Прелюдия Скрябина ор. 74 № 2 или Мимолетность Прокофьева № 16). Таким образом, только область движения во всем бесконечном многообразии его видов предоставляет достаточно широкую основу для «обобщения через жанр» (по Альшвангу) пластических возможностей чистой музыки. Соответствующие жанры—именно моторнопластические: токката, perpetuum mobile, этюд, а также его разновидность—вокализ. Наиболее художественно емким среди них является токката. Она концентрирует в себе яркий, обобщенный образ движения в музыке, соприкасаясь различными его гранями с другими моторно-пластическими, а отчасти и синтезирующими жанрами: виртуозностью—с этюдом, импровизационностью с прелюдией, динамической устремленностью—с perpetuum mobile. Этим центральным положением токкаты, как бы вбирающей в себя различные художественные возможности жанровой группы, объясняется и огромный исторический диапазон ее эволюции и, вместе с тем, эстетическая устойчивость. По сравнению со старинной токкатой эпохи барокко, где моторно-пластическое начало раскрывалось в контрастном сопоставлении с иными разделами, фугированными или ариозно-речитативными, токката XIX—XX вв. приобрела новое качество—самостоятельность и монолитность жанрового профиля. Однако наиболее специфические, сущностные черты жанра сохранились и активно развивались. Какие же это черты? Прежде всего—характер движения, сочетающий целеустремленную поступательность с микродискретностью, ощущением как бы ряда частых, но ясно различимых точек. Эта особенность определяется генезисом жанра, сложившегося в русле клавишного музицирования (напомним, что toccare значит «касаться»). Позднее она развивалась с помощью ряда приемов: репетиционной техники, staccato и martellato, отдельных резких аккордов на жестких диссонирующих гармониях, заостряющих микродискретность до ощущения колких, хлещущих ударов. Последнее типично для симфонических токкат XX в., воплощающих образ бездушной силы (например, в 4 или 8 симфониях Шостаковича). Специфическая моторность токкаты зависит от настойчивого внушения единого тематического материала, хотя и оттеняемого, но господствующего во всей пьесе. При этом преобладает фактурно-фигурационный или даже фактурно-ритмический тематизм, составляющий пластический знак жанра (токкаты Клементи, Черни ор. 92, Шумана, Равеля из «Гробницы Купарена», токкаты Прокофьева и Хачатуряна). Известное понятие «общих форм движения» в токкате приобретает буквальный смысл: авторы -стремятся сосредоточить внимание на образе движения как такового, намеренно отвлекая слушателя от того, что именно движется. Далее, для токкаты важна интенсивность движения, создаваемая многоуровневой регулярностью метроритма, а также неимитащионной полифоничностью фактуры, которая связывает между собой исторически отдаленные образцы жанра. Наконец, подчеркнутый динамизм, создающий образ неудержимого движения, захватывающего своей стихией. Этому служат нарушения регулярности, своей неожиданностью дающие новые импульсы движению: многообразные синкопы (Шуман), метрическая переменность (Барток, Стравинский), дробление сильных долей (Хачатурян). К этому же призвана и гармония, отличающаяся со времен Баха и до композиторов XX в. смелыми новаторскими находками, главным образом, на почве линеарности. Динамической направленностью отмечены музыкальные формы, свойственные этому жанру. Для токкаты совсем не типична сложная трехчастная форма с трио как потенциально слишком уравновешенная; это резко отделяет ее от скерцо и смежных моторно-танцевальных жанров. Наиболее естественными для токкаты оказываются свободные формы, связанные с активной ролью поступательного развития. В старинной токкате оно достигалось множественным сопоставлением, для новой же самой эффективной стала свободно трактованная сонатность: великолепные ее образцы находим у Равеля, Прокофьева, а еще ранее—в Токкате Шумана, которая по глубочайшему «чувству жанра» и оригинальному его решению может служить классическим эталоном.
О.В.Соколов
|