Музыкальная литература
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 14:47 |
Фуга наиболее красноречиво выражает идею диалога в том специфическом виде, который среди всех искусств доступен только музыке. Имитационный ответ представляет собой и мгновенную реакцию на высказанную мысль, и подтверждение ее как бы с иной точки зрения: этим ответ, как реальный, так еще более тональный, отличается от риспосты большинства канонов. Поэтому имитационное развертывание в фуге подобно мирному собеседованию, обсуждению темы—в противоположность завязке и развитию конфликта, свойственным некоторым сонатным главным партиям, а также индивидуальным претворениям диалогического принципа (например, в первой части Фантазии f moll Шопена). В то же время полифоническое совмещение ответов с противосложениями отличает диалог фуги и от драматического, и от диалога в художественной прозе. Можно представить исторический путь от мотета к фуге через ричеркар как постепенное совершенствование полифонического диалога, который становился все более рельефным, отчетливым, делящимся на качественно различные стадии. Последнее немаловажно: по сложности полифонического плетения ричеркар нередко превышает многие фуги, однако фуга отличается именно ясной функциональной дифференциацией своих разделов. Диалогический принцип, господствующий в фуге, делает ее семантически универсальным жанром: она предоставляет бесконечное многообразие характеру музыки. Показательно бытование фуги в эпоху барокко. Она могла с равным успехом служить популярной формой импровизации, поскольку имитационное развитие дает определенную опору, и противостоять свободной импровизации как строгое изложение главной мысли. Однако это многообразие отнюдь не лишает фугу специфики жанрового содержания. Фуга есть «тезис с последующим доказательством», она целиком подчинена «толкованию» как принципу развития, представляет собой незаменимый жанр, способный показать в музыке постепенное становление и утверждение истины. Поэтому фуга не только успешно соперничает с интеллектуально-лирическими жанрами, но несравненно превосходит их в устойчивости бытования. Главная выразительная предпосылка фуги может реализоваться наиболее эффективно при соответствующем складе темы, например, в фугах Баха fis moll, gis moll из 1 тома ХТК или в фуге Хиндемита inC из Ludus tonalis. Но специфика жанра накладывает отпечаток на самые различные по характеру фуги и, в крайнем случае, при остроте или напряженнос¬ти темы, сказывается как сдерживающий фактор, вносит качество строгости и объективности. Та же главная предпосылка влияет и на пластическую сторону жанра. Благодаря своеобразию ведущего принципа развития фуга обладает потенциальной тектонической стройностью и неслучайно была заветным жанром таких мудрых музыкальных строителей, как Регер или Танеев. Наконец, обратим внимание еще на одну художественную предпосылку фуги, тоже относящуюся к пластической стороне, но связанную с тектонической по принципу единства противоположностей. Поступательное развертывание фуги с постепенным включением все новых голосов может ассоциироваться с процессом движения особого рода, неуклонно разгорающимся и вовлекающим в свое русло все большее число участников (напомним, что название жанра произошло от глагола fugare—«бежать»). И опять-таки эта предпосылка может быть специально подчеркнута, как это происходит в финале Квартета Бетховена ор. 59 № 3 или в 4-й и 11-й симфониях Шостаковича. В целом спектр художественных возможностей фуги чрезвычайно широк и сулит ей почти безграничную перспективу развития.
О.В.Соколов
|
Обновлено 08.06.2010 13:51 |