Музыкальная литература
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 14:47 |
Важнейший среди новых романтических жанров— экспромт, на котором стоит остановиться подробнее. Возникновение экспромта в творчестве Шуберта и его дальнейшее развитие у Шопена, Шумана, Листа и др., по-видимому, связано с влиянием одноименного поэтического жанра, распространившегося в Западной Европе и в России к концу XVIII—началу XIX вв. Музыкальный экспромт тоже запечатлевает не столько сам процесс импровизации, как старинные фантазии, сколько законченную художественную мысль, но возникшую внезапно, путем озарения, без предварительного обдумывания замысла. Заметим, что для собственно импровизации такая внезапность не обязательна: она может быть привычным делом артиста и совершаться «в урочный час», как например, импровизация Чарского в «Египетских ночах» Пушкина, В экспромте же интонационная идея производит впечатление именно родившейся по вдохновению, что трудно описать в технических терминах, но можно ясно почувствовать, например, в шубертовском As dur'ном экспромте op. 90, в As dur'ном или Ges dur'ном экспромтах Шопена. 46. Спонтанность сотворения, пусть условно подразумеваемая, определяет особый лирический тонус экспромта, где не ощущается психологической дистанции между настроением автора и эмоциональным состоянием сочиняемой им музыки, хотя вообще для музыки это отнюдь не является эстетическим принципом. Но экспромт—синтезирующий жанр, и поэтому в нем постоянно взаимодействуют два вида тематических элементов: лирические интонации—опевания, задержания, «вздохи» и; с другой стороны, фактурно-фигурационный тематизм, «формы общего движения». Особенно обаятельны плавные переходы от одного вида тематизма к другому, когда сам момент такого переключения незаметен: например, в Экспромте-фантазии Шопена тема середины крайних частей внезапно «всплывает на поверхность» арпеджированного движения. Последовательность сочетания лирического и моторного начал специфична для экспромта в большей степени, чем для других синтезирующих жанров. Художественная законченность экспромта выражается в ясности композиционных очертаний, что заметно отличает его и от импровизационных прелюдий, и от большинства фантазий. Здесь преобладают симметрия, репризность, встречается даже сложная трехчастная форма с трио. Но внутренняя свобода формы, овеянной духом импровизации, ощущается в процессе развития. Характерный комплекс приемов воссоздает поиск дальнейшего продолжения мысли: здесь и варьированная повторность, и цепная интонационная связь между соседними звеньями, и широкое развертывание дополнений и других нерегламентированных разделов. Замечательно, например, как из скромного, безыскусного дополнения к первой части шубертовского экспромта As dur op. 90 совершенно непредвиденно рождается новый раздел формы, не уступающий по масштабу экспозиции, где вариантно развивается каденционный мотив и возникает красивый мажорный контраст к трепетно-грустной главной теме (ведь ориентируясь на нее, этот экспромт следовало бы назвать as-mollным). Заканчивая характеристику музыкального экспромта, отметим любопытное отличие в его семантике от поэтического жанра. Среди поэтических экспромтов царит не сводимое ни к какому типу многообразие, от глубоко скорбных лирических обобщений («Слезы» Тютчева) до застольных шуток вроде пушкинского: «Мне изюм нейдет на ум». В музыке же большинству экспромтов свойственен светлый, жизнелюбивый тонус или устремленность к свету, как в только что упомянутом As dur'ном Шуберта. Это можно истолковать как момент эмоционально-эстетический: выражение радости творческой находки и ее любовного преподнесения адресату, что в условиях чистой музыки оказывается доминирующим.
О.В.Соколов
|
Обновлено 17.06.2010 09:17 |
|
|
Сейчас 402 гостей онлайн
|