Музыкальная литература
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 14:47 |
Среди собственных жанров чистой музыки нет специально связанных с областью эпоса; это можно объяснить чуждостью музыке природы эпоса как искусства словесного описания. Отсутствие специально эпических жанров восполняют баллада, смежная с родом взаимодействующей музыки, а также смежно-программный жанр сказки. Своим внедрением в чистую музыку баллада обязана гению Шопена, художественное открытие которого развивали его последователи—Лист, Брамс, Григ и др. Ключевым моментом в воссоздании народно-песенного жанра выступают особые темы повествовательного склада, где речевая интонационность сочетается с плавноразмеренной ритмикой, например, шестидольной, передающей неспешное и задумчивое течение рассказа.
Повествовательные темы, неоднократно возвращаясь или замыкая композицию, как во 2-й балладе Шопена, создают психологическую установку, под воздействием которой последующие драматические эпизоды воспринимаются сквозь даль времен, как бы всплывают в памяти. Но повествование о них не бесстрастно, оно волнует рассказчика, заставляет горячо сопереживать события былого. Так возникает характерное триединство инструментальной баллады. Создается музыкальный эквивалент народно-песенных, а одновременно и поэтических произведений этого жанра, «эпических по сюжету и лирико-драматических по форме» (согласно современной музыковедческой терминологии точнее—по драматургии, О. С.)13. 13 Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С. 351.
О.В.Соколов
|
Обновлено 02.06.2011 15:02 |