Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Баховская система символов
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Баховская система символов

На основании изучения кантатно-ораториального творчества Баха, выявления аналогий и мотивных связей этих произведений с его клавирными и инструментальными сочинениями, использования в них хоральных цитат и музыкально-риторических фигур, Б. Л. Яворский разработал систему музыкальных символов Баха. Сохранились письма Б. Л. Яворского на тему
о «творческом мышлении И. С. Баха», посланные С. В. Протопопову в 1917 году на юго-западный фронт. Ниже приводятся выдержки из письма от 6 августа 1917 г. с примерами и пояснениями различных символов.
«1. Равномерное движение нижнего голоса уподоблялось
шаганию (четверти, или восьмые, или шестнадцатые); такое движение, разумеется, было скорее шагов человека, но невозможно в музыке подражать шагу во времени - это заняло бы слишком много времени; в
искусстве всякие житейские явления проецируются на наше
сознание, а не фактически копируются.
2. Быстрые восходящие и нисходящие движения выражали полет ангелов, основываясь на словах Нового Завета, когда в рождественскую ночь пастухи увидели реющих с неба на землю и обратно ангелов в сиянии.
3. Короткие, быстрые, размашистые обрывающиеся фигуры изображали ликование.
4. Такие же, но не слишком быстрые фигуры - спокойное довольство...
5. Пунктирный ритм изображал бодрость, величие, торже¬ство.
6. Триольныи ритм (четверть восьмая,четверть восьмая)      ... - усталость, уныние.
7. Скачки вниз на большие интервалы - септимы, ноны -старческую немощь Октава же считалась признаком спокойствия, благополучия, объятия вокруг
8. Ровный хроматизм из 5-7 звуков - острую печаль, боль
(и вверх, и вниз)...
9. Спускающиеся движения по два звука - тихую печаль,
достойное горе...
10. Трелеподобное движение - веселие, даже смех, хохот при соответствующем регистре и тембре.
11. Страдания распятого Христа (уменьшенная кварта, не сопряженная из гармонического вида двойной системы)*(ля -соль-диез -вверх до-си)

Обратно - свершение( до-вниз соль-диез-ля)

Тот же мотив с синкопой - требование распятия:(четвертная пауза -половинная ля-четверть соль-диез/ вверх половинная до.

12. Подражание звону, перезвону, трубным возгласам, разным инструментам...
13. Мотив искупления (воскресения, вознесения):**(ре-ми-фа, ми-фа-соль). Это восхождение 3-хкратное  - символ Воскресения на третий день, конечно, усиленно-условный символ.


14. Всякие необычные мелодические исследования выражают необычные понятия. Определенные мелодические мотивы, в зависимости от своего метрико-ритмического устройства, выражают разные оттенки той идеи, которой они соответствуют (как это можно видеть в 11).
15. Некоторое обращение мотива страданий с настойчивым ритмом изображает предопределение, неизбежную необходи¬мость, «Да будет воля Твоя, а не моя»(соль- /вверх до-до-/до-си-ля си/ до.

16. Удвоения в терцию, сексту, дециму знаменуют спокойное чувство, довольство, радостное созерцание»
В этом письме Яворский называет лишь часть выявленных им характерных для произведений Баха символов. К ним можно добавить еще ряд символов, указания на которые сохранились в материалах архивов Б. Л. Яворского, его учеников С. Н. Ряузова, Л. Л. Авербух, а также в письмах и воспоминаниях современников Б. Л. Яворского.
1. Символ креста, распятия, Страстей Господних (до-диез-/си-диез-вверх ми/
ре-диез.)

Этот символ в обращенном виде  означает искупление через свершившуюся крестную муку. (ре-диез - ми - вниз си-диез - до-диез)
2. Постижение воли Господней - восходящий тетрахорд. (до-ре- ми- фа)
3. Символ неминуемого свершения (восходящий и нисходящий секстаккорд, нередко заканчивающийся символом предопределения (ля - до-диез - фа-диез - ми-диез- фа-диез - как в цикле fis-moll II том)
4. Символ   жертвенности   -   квартсскстаккорд   (нередко   с проходящим звуком в прямом или возвратном движении - си- ми - фа-диез- соль, ми-ля-до-си)
5. Символ чаши страдания - фигура circulatio (соль-фа-соль-ля-соль)
6. Вознесение, восхождение - фигура anabasis.

7. Нисхождение,     умирание,     оплакивание     -    фигура catabasis,
8. Символ печали - падение на терцию.
9. Символ пребывания - перебор по трезвучию.
Как видим, музыкальные символы и хоральные мелодии имеют ясное смысловое содержание. Их прочтение позволяет дешифровать нотный текст, наполнить его духовной программой. С этой точки зрения понятие «чистой» музыки становится весьма условным. Истинная музыка всегда программна, ее программа - отражение процесса невидимой жизни духа.
По слонам Л. Швейцера «чистая» музыка дает знаки образов, письмена, пользуясь которыми, конкретная фантазия рисует картины, наделенные определенным эмоциональным содержанием. Они требуют обратного
перевода драмы чувств в конкретное действие, дабы слушатель снова прошел тот путь, по которому шла фантазия композитора» .
О так называемой «чистой» музыке Б. Л. Яворский в письме С. В. Протопопову пишет: «Очевидно, чистой музыкой каждая эпоха называла музыку прошлой эпохи, когда терялось восприятие этой музыки как сегодняшней, когда принципы, ее организующие, переставали организовывать восприятие и память. Прелюдии и фуги И. С. Баха из WK, бывшие для Антона Рубинштейна чистейшей «чистой» музыкой, дли нас, узнавших замысел Баха - музыкальное отображение его психически умственной культуры на образах Священного Писания, являются узко-программными произведениями».

Носина В.Б.

Анализ музыкальных произведений, анализ музыки.

Обновлено 02.02.2012 17:35
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 283 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru